Размер имеет значение: как оценивается моральный ущерб в делах о защите персональных данных

Количество исков, которые касаются нарушения закона о персональных данных, растет. По данным Центра правовой помощи в цифровой среде, в первом полугодии 2024 года за юридической помощью в организацию обратились 3,6 тысяч граждан. И это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как изменилась судебная практика и на какие компенсации сейчас могут рассчитывать физические лица, читайте в материале «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

Юристы в области защиты прав персональных данных становятся все более востребованными на рынке. Эта тенденция связана в первую очередь с ростом самосознательности россиян.

«Понимание того, что индивидуальные предпочтения и контактные данные представляют собой ценность, особенно для бизнеса, дает субъекту представление о том, что эти данные можно защищать и предоставлять на более выгодных условиях», — отмечает RSpectr Ольга Захарова, директор юридического департамента компании «DRC».

Кроме того, последнее время участились случаи мошенничества. Ф.И.О., пароли, паспортные данные и прочая информация о человеке — все это уходит «на карман» аферистам. А жертвы преступников вынуждены идти в суд, чтобы защитить свои права. Особенно, если речь идет о финансовых потерях. Недавно на нашем портале выходил материал о том, можно ли оспорить кредит, который оформили на твое имя злоумышленники, завладев персональными данными. Спойлер: сделать это не так-то просто.

Сумма ущерба

В Центре правовой помощи говорят еще об одной тенденции в сфере защиты персональных данных. Речь идет об увеличении компенсаций для пострадавших физических лиц. Так, за первые шесть месяцев текущего года общая сумма взысканных средств в пользу заявителей составила 556 000 рублей, тогда как за аналогичный период 2023 года — всего 99 000 рублей.

«Раньше сумма компенсации морального вреда по искам, подготовленным Центром, составляла в среднем 3–5 тысяч рублей, сейчас она выросла до 100–150 тысяч», - рассказала RSpectr Людмила Куровская, директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ».

Показательный пример - история жительницы Санкт-Петербурга. Ее персональными данными воспользовались мошенники и оформили кредит на 11 000 рублей. В итоге она получила судебный приказ о взыскании задолженности по договору, обратилась в микрофинансовую организацию, чтобы доказать свою непричастность к займу, но у нее ничего не вышло. Тогда она заручилась поддержкой юристов, которые помогли ей собрать доказательства, подготовить исковые заявления, и в конечном счете доказали в суде, что человек испытал значительные моральные страдания.

Разбирательства длились девять месяцев. В итоге суд признал договоры займа и использования электронного средства платежа недействительными, снял с пострадавшей обязательства по возвращению денег и назначил компенсацию морального вреда. Сумма составила 150 000 рублей – суд удовлетворил требования заявителя в полном объеме.

«Необходимо подтверждать не только неправомерность использования персональных данных заявителя, но и причинно-следственную связь между такими действиями и последствиями в виде морального вреда. Ответчик в суде, как правило, ссылается на отсутствие влияния допущенных нарушений на моральное состояние потерпевшего», — говорит Людмила Куровская.

Динамика

В исследовании юридической компании ЭБР и образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education), которое касается темы защиты персональных данных, эксперты связывают рост количества судебных тяжб с увеличением количества утечек данных россиян, а также массовым сбором согласий клиентов операторами данных на обработку.

«Суды пока не массово, но все же обязывают операторов выплатить компенсацию физлицам, что подтолкнуло граждан чаще обращаться в суд, если оператор не удалил их из собственной базы по требованию или допустил утечку», — говорится в исследовании.

Эксперты подчеркивают, что возрастающий процент судебных споров по уголовным статьям связан с участившимися случаями получения персональных данных граждан обманным путем.

«Использование судебных разбирательств для отработки механизмов компенсации жертвам утечек — это эффективный способ для бизнеса повышать уровень их защиты», — рассказали они «Ъ».

Правда, это может негативно сказаться на операторах персональных данных, ведь размер компенсаций растет, как и внимание СМИ к этой проблеме, что может не лучшим способом отразиться на репутации компании. А, следовательно, пользователи все менее охотно будут давать согласие на использование личной информации.

Рекомендуем

Статья

Спорная инициатива: Роскомнадзор хочет ограничить сбор персональных данных 

Роскомнадзор хочет ввести обязательные стандарты работы с персональными данными. Инициатива направлена на дополнительную защиту личных данных граждан от утечек. Если изменения закрепят на законодательном уровне, компаниям разрешат собирать только необходимые сведения о россиянах. Насколько это удачная идея и поможет ли она уберечь клиентов от «утечек», рассказали эксперты.

Статья

Опять проверка? РКН дадут право на дополнительный контроль операторов, передающих данные за границу

Несогласованная трансграничная передача информации без ведома Роскомнадзора может стать поводом для внеплановой проверки бизнеса. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных актов. Инициатором новых правил стало Минцифры. В деталях разобралась «Сфера».

Статья

Ваш голос украли: чем грозит использование аудиозаписей, созданных нейросетью

Крупные корпорации начали чаще генерировать коммерческие аудиозаписи и фоновую музыку, используя нейросети. Но как в этом случае быть с авторскими правами? Поможет ли новая инициатива депутатов защитить граждан от незаконного использования их голоса? И почему закон о персональных или биометрических данных не может быть эффективен в этом случае? «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.

Нужно хоть что-то написать