Размер имеет значение: как оценивается моральный ущерб в делах о защите персональных данных

Количество исков, которые касаются нарушения закона о персональных данных, растет. По данным Центра правовой помощи в цифровой среде, в первом полугодии 2024 года за юридической помощью в организацию обратились 3,6 тысяч граждан. И это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как изменилась судебная практика и на какие компенсации сейчас могут рассчитывать физические лица, читайте в материале «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

Юристы в области защиты прав персональных данных становятся все более востребованными на рынке. Эта тенденция связана в первую очередь с ростом самосознательности россиян.

«Понимание того, что индивидуальные предпочтения и контактные данные представляют собой ценность, особенно для бизнеса, дает субъекту представление о том, что эти данные можно защищать и предоставлять на более выгодных условиях», — отмечает RSpectr Ольга Захарова, директор юридического департамента компании «DRC».

Кроме того, последнее время участились случаи мошенничества. Ф.И.О., пароли, паспортные данные и прочая информация о человеке — все это уходит «на карман» аферистам. А жертвы преступников вынуждены идти в суд, чтобы защитить свои права. Особенно, если речь идет о финансовых потерях. Недавно на нашем портале выходил материал о том, можно ли оспорить кредит, который оформили на твое имя злоумышленники, завладев персональными данными. Спойлер: сделать это не так-то просто.

Сумма ущерба

В Центре правовой помощи говорят еще об одной тенденции в сфере защиты персональных данных. Речь идет об увеличении компенсаций для пострадавших физических лиц. Так, за первые шесть месяцев текущего года общая сумма взысканных средств в пользу заявителей составила 556 000 рублей, тогда как за аналогичный период 2023 года — всего 99 000 рублей.

«Раньше сумма компенсации морального вреда по искам, подготовленным Центром, составляла в среднем 3–5 тысяч рублей, сейчас она выросла до 100–150 тысяч», - рассказала RSpectr Людмила Куровская, директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ».

Показательный пример - история жительницы Санкт-Петербурга. Ее персональными данными воспользовались мошенники и оформили кредит на 11 000 рублей. В итоге она получила судебный приказ о взыскании задолженности по договору, обратилась в микрофинансовую организацию, чтобы доказать свою непричастность к займу, но у нее ничего не вышло. Тогда она заручилась поддержкой юристов, которые помогли ей собрать доказательства, подготовить исковые заявления, и в конечном счете доказали в суде, что человек испытал значительные моральные страдания.

Разбирательства длились девять месяцев. В итоге суд признал договоры займа и использования электронного средства платежа недействительными, снял с пострадавшей обязательства по возвращению денег и назначил компенсацию морального вреда. Сумма составила 150 000 рублей – суд удовлетворил требования заявителя в полном объеме.

«Необходимо подтверждать не только неправомерность использования персональных данных заявителя, но и причинно-следственную связь между такими действиями и последствиями в виде морального вреда. Ответчик в суде, как правило, ссылается на отсутствие влияния допущенных нарушений на моральное состояние потерпевшего», — говорит Людмила Куровская.

Динамика

В исследовании юридической компании ЭБР и образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education), которое касается темы защиты персональных данных, эксперты связывают рост количества судебных тяжб с увеличением количества утечек данных россиян, а также массовым сбором согласий клиентов операторами данных на обработку.

«Суды пока не массово, но все же обязывают операторов выплатить компенсацию физлицам, что подтолкнуло граждан чаще обращаться в суд, если оператор не удалил их из собственной базы по требованию или допустил утечку», — говорится в исследовании.

Эксперты подчеркивают, что возрастающий процент судебных споров по уголовным статьям связан с участившимися случаями получения персональных данных граждан обманным путем.

«Использование судебных разбирательств для отработки механизмов компенсации жертвам утечек — это эффективный способ для бизнеса повышать уровень их защиты», — рассказали они «Ъ».

Правда, это может негативно сказаться на операторах персональных данных, ведь размер компенсаций растет, как и внимание СМИ к этой проблеме, что может не лучшим способом отразиться на репутации компании. А, следовательно, пользователи все менее охотно будут давать согласие на использование личной информации.

Рекомендуем

Статья

Новые «утечки» данных: как гражданам и компаниям противостоять кибермошенникам?

За первые 6 месяцев текущего года в Интернет утекли данные 150 компаний, которые ранее нигде не появлялись. В 2023 году за аналогичный период злоумышленники украли 119 баз данных. Большая часть слитой информации - ФИО, адреса проживания, пароли, даты рождения, телефоны и паспортные данные - актуальна на текущий год. Эксперты рассказали, как пользователям и компаниям защитить себя, а также о том, как законодательство помогает бороться с кибермошенниками.

Статья

Небезопасная сеть: как правильно собирать персональные данные

Семь из десяти россиян опасаются за безопасность своих данных в сети. Почти половина не уверены в своей способности защитить личные устройства от онлайн-угроз, свидетельствуют данные ВЦИОМ. И делают это неспроста: не все компании могут надежно хранить такую важную информацию. Этим вопросом уже озадачились в Минцифры. Какие нововведения нас ждут и как правильно собирать персональные данные, разбирались с экспертами «Сферы».

Статья

Убрать культ «согласий»: как хотят контролировать сферу персональных данных?

Одной из приоритетных задач, которую должно урегулировать государство, является охрана персональных данных граждан. В эпоху бурного развития цифровизации россияне часто подвергаются угрозам со стороны мошенников, которые используют личную информацию для выманивания денег, да и в принципе «отсвечивают» в инфополе. Эксперты рассказали, какие меры необходимо ввести для урегулирования вопроса безопасности.

Нужно хоть что-то написать