Мелким шрифтом под звездочкой
Так, с 1 сентября 2025 года согласие на обработку персональных данных придется оформлять в виде отдельного документа - нельзя будет включать его в состав других договоров или соглашений, которые подписывает гражданин. Изменение направлено на обеспечение осознанного согласия субъектов предоставить личную информацию и исключение ситуаций, когда такое согласие дается автоматически.
Часто «скрытые» формулировки разрешают использовать данные не только для основной услуги, но и для маркетинга, аналитики и других целей. Пользователи либо вообще не подозревают о них, либо вынуждены подписывать документ целиком, не имея возможности отказаться.
Еще в 2022 году в законодательство о защите прав потребителей внесли изменения, запрещающие отказывать в заключении договора из-за нежелания клиента предоставлять персональные данные. Однако эти поправки оказались недостаточно эффективными - они не охватывают все случаи «скрытых» согласий, поскольку не распространяются, например, на сферу предоставления цифрового контента.
Закон сохраняет возможность обработки персональных данных без согласия, если для этого есть другие законные основания. Например, когда она необходима для заключения или исполнения договора (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных). Однако если данные используются шире, оператору придется получать отдельное согласие - включать такие условия в сам договор будет запрещено.
Рекомендация операторам
Новые правила призваны лучше защищать права граждан. В то же время многим компаниям предстоит актуализировать существующий документооборот и адаптировать внутренние процессы к этим изменениям.
Необходимо пересмотреть стандартные документы - пользовательские соглашения, оферты, договоры с клиентами - и убрать из них положения о согласии на обработку персональных данных.
Если обработка данных предполагает цели, выходящие за рамки исполнения договора (например, маркетинг или аналитика), потребуется разработать отдельную процедуру получения такого согласия.
Национальный мессенджер: вызовы и риски
Законопроект также предусматривает разработку так называемого национального мессенджера. Российской компанией, определенной правительством, будет создано приложение с широким функционалом, а именно:
- подтверждение личности без бумажных документов при помощи цифрового ID;
- совершение сделок в цифровой форме с использованием УКЭП и УНЭП;
- интеграция с Госуслугами;
- обмен мгновенными сообщениями (мессенджер);
- организация взаимодействия между участниками образовательных отношений (школьные чаты).
Предполагается также, что в будущем приложение будет интегрировано с ведущими российскими цифровыми платформами и содержать функционал социальных сетей – поддержку каналов и чат-ботов, возможность совершения звонков. Конкретные механизмы работы мессенджера планируется представить этим летом.
Инициатива направлена на создание отечественного аналога иностранным социальным сетям и защиту граждан от мошенничества. В то же время, сосредоточение такого большого объема данных в одной информационной системе повышает риски утечек и создает новые возможности для злоупотреблений.
Другой значимый вопрос – будет ли использование приложения обязательным? В настоящий момент речь идет исключительно о добровольной регистрации. Вместе с тем, не исключено, что со временем некоторые сервисы могут полностью перейти на отечественную платформу.
В любом случае, последствия данной инициативы пока сложно объективно оценить – во многом они будут зависеть от уровня защищенности приложении, а также от развития правового поля, регулирующего использование мессенджера и его аналогов.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com