Расчетная цена прибытия: почему стоимость авиабилетов может вырасти за сутки в 15 раз

В последние несколько месяцев в России возник ажиотажный спрос на авиабилеты — их средняя цена выросла на 77%, причем за очень короткий промежуток времени. В некоторых случаях стоимость со стандартных 20 тысяч увеличилась до 500-600 тысяч рублей. Кто устанавливает и как регулируются цены на авиабилеты — в материале «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

Полет по цене автомобиля

Число поисковых запросов с выездом из России за рубеж в конце сентября, по данным сервисов по продаже билетов, выросло в 3,2 раза по сравнению с началом месяца. Чаще всего пользователи искали возможность вылететь в страны, не требующие визы: Турцию, Армению, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан, ОАЭ, Грузию, Таиланд и Таджикистан. В считанные часы авиакомпании меняли ценовую политику. Привычные 30 тысяч рублей за место в самолете после разового обновления страницы превращались в 200-300 тысяч, а порой даже миллион рублей. Большая часть предложений продавалась с пометкой «остался 1 билет».

Например, цена прямого рейса на самолет из Москвы в Ташкент 26 сентября составила 322 тысячи рублей в одну сторону, оценивали в АТОР. Самое доступное ценовое предложение по перелету из Москвы в Ереван — 383 тысячи рублей на человека в одну сторону при прямом перелете и 187 тысяч с тремя пересадками.

Эксперты полагают, что к росту цен привела совокупность нескольких факторов. В первую очередь небольшое количество рейсов и невозможность их быстрого увеличения как со стороны российских компаний, так и со стороны иностранных. Кроме того, сыграл роль бархатный сезон и раскупленные места в самолетах задолго до начала мобилизации. 

Уже к октябрю спрос на авиабилеты за рубеж сократился. Продажи на международные направления упали на 18%, а количество возвратов увеличилось на 125% по сравнению с первыми неделями сентября.

Несмотря на стабилизацию цен, у граждан все равно остались вопросы: насколько оправдано повышение в десятки раз и почему подобная практика среди российских авиакомпаний стала регулярной.

Пишите жалобы

Порядок формирования и применения тарифов в сфере гражданской авиации определяют Воздушный кодекс Российской Федерации, Общие правила воздушных перевозок, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, а также Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации.

Для того, чтобы однозначно дать ответ на вопрос о законности либо незаконности действий той или иной авиакомпании, необходимо провести анализ рынка, а также контрольные мероприятия, включающие в себя запрос ряда документов. В результате станет понятно, имеются ли признаки злоупотребления доминирующим положением либо заключения антиконкурентного соглашения между компаниями.

«Считаю, что об обоснованности столь многократного роста цен на авиабилеты в данном случае говорить абсурдно, но и забывать про «закон спроса и предложения» не стоит. Вместе с тем связь конкурентного и гражданского законодательства проявляется в том, что нарушение антимонопольного законодательства одновременно может повлечь за собой и нарушение частных прав и интересов, которые подлежат защите в установленном гражданским правом порядке», — поясняет в беседе со «Сферой» руководитель юридического «центра Дело чести» Гамлет Мелкумян.

Нарушение частных прав можно усмотреть, например, в следующей ситуации: гражданину необходимо покинуть страну «день в день» в связи со срочной операцией или необходимостью в другой медицинской помощи за рубежом, смертью родственника, рабочим вопросом и тд. Однако осуществить вылет ввиду колоссального увеличения цен на билеты он не может. В такой ситуации можно обратиться с иском в суд, но есть определенные «но».

«Поскольку на сегодняшний день никаких правонарушений в действиях авиакомпаний не установлено, ни о каком требовании компенсации говорить не приходится. Компетентным органом, наделенным соответствующими полномочиями, является ФАС России. Хотелось бы обратить внимание, что в марте 2022 года данным органом власти уже были выданы предостережения в связи с публичными заявлениями о росте цен на авиабилеты», — напоминает Гамлет Мелкумян. 

Таким образом, ФАС России, обладающая в силу действующего законодательства правом проводить как внеплановые, так и плановые проверки, осуществляет, в том числе, мониторинг свободных источников информации в целях недопущения необоснованного роста стоимости авиабилетов. Не исключено, что и сложившаяся в сентябре ситуация с ценами стала причиной массовой подачи жалоб в антимонопольный орган, однако о результатах их рассмотрения на сегодняшний день официально не сообщается.

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Статья

Дорогой токен: во сколько обойдется забывчивость при маркировке рекламы

В сентябре прошлого года в России начал действовать обновленный закон ФЗ-38 «О рекламе». Практически все онлайн объявления обязали маркировать, а затем отсылать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Компаниям и предпринимателям предоставили ровно год для адаптации к новым правилам, поскольку ответственность в виде штрафов за нарушения начала действовать только в сентябре 2023 года. Бизнес считает санкции закона беспрецедентными. Подробнее — в материале «Сферы».

Статья

QR-код на недвижимость и компенсации за пытки: главные новости уходящей недели

Возбуждение Антимонопольной службой дела против «Мегафона». Лишение судьи мантии за нахождение на улице в пьяном виде. Отказ адвокатам в отсрочке от мобилизации. О главных новостях этой недели «Сфера» рассказывает в традиционном дайджесте.

Статья

Антиконкурентные соглашения. Победил на торгах = вступил в сговор?

В 2019 году ФАС выявил около тысячи антиконкурентных соглашений. Какие доказательства собирают антимонопольные органы в подобных разбирательствах, как участникам-победителям выстраивать защиту и как заранее себя обезопасить перед закупками, — рассказала Анастасия Тараданкина.

Нужно хоть что-то написать