По данным ФАС, в прошлом году было возбуждено 287 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях и координации экономической деятельности, принято 224 решения о нарушении антимонопольного законодательства. В качестве ответчиков по делам служба привлекла 307 хозяйствующих субъектов и 24 заказчика. Соглашения на торгах охватили почти три тысячи закупок с совокупной суммой НМЦК в 174 млрд. рублей. Объем наложенных и поступивших в федеральный бюджет штрафов превысил 1 млрд рублей.
В ряде случае по материалам антимонопольных органов были возбуждены уголовные дела: 13 дел по признакам заключения картеля (ст. 178 УК РФ) и 26 по иным составам.
Среди последних выявленных нарушений – картель на 2,8 млрд рублей при реализации нацпроектов «Демография» и «Образование». Признаки сговора обнаружили на торгах на право выполнения проектно-изыскательских работ и строительства нежилых зданий в Москве, Приморском крае и ХМАО. Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов составила более 2,8 млрд рублей.
Кроме того, крупную картель удалось выявить и на тендерах на поставку продуктов в детские сады, школы и больницы Москвы, Московской области и Дагестана. Здесь предварительная оценка начальной (максимальной) стоимости контрактов составила более 1,2 млрд рублей.
«По мнению ведомства, победа на торгах достигалась организациями в том числе путем представления в составе заявок мнимых договоров, заключенных компаниями между собой, для подтверждения опыта», - говорится в сообщении ведомства.
В обоих случаях, при установлении вины, участников картельной сделки ждут оборотные штрафы.
Еще одну победу ФАС одержало на днях: кассация признала обоснованным решение службы в деле о дорожном картеле на 24 млрд рублей. Дело было возбуждено ранее в отношении шести компаний Ростовской и Волгоградской областей. Они заключили антиконкурентное соглашение сразу в 121 процедуре на выполнение работ по строительству, ремонту, реконструкции и содержанию автодорог в Ростовской и Волгоградской областях, а также в Республике Адыгея.
Это привело к поддержанию цен на торгах. Часть средств на выполнение работ была выделена в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Что такое картель?
Специалисты ФАС сговор на торгах называют лишь одним из видов картеля. В общем же понимании, картель – это самое общественно опасное нарушение антимонопольного законодательства. Такая недобросовестная конкуренция на рынке может нанести вред не только конечному потребителю, но и причинить значительный ущерб бюджетам государственных и муниципальных заказчиков.
Более 85% картелей, которые раскрываются антимонопольными органами в последние годы – это сговоры на торгах. Они чаще всего происходят между конкурентами. Условия организации участия на торгах реализуются:
- посредством ограничения участия в процедуре торгов. В данном случае конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или готовы отозвать свое предложение, чтобы победил определенный участник;
- путем подачи неконкурентоспособного предложения. Конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил определенный участник.
ФАС советует заказчикам, которые нашли признаки картеля, оценить поведение участников на наличие нескольких признаков:
- большинство торгов выигрывает одна и та же компания;
- ряд компаний выигрывают торги по очереди;
- отмечается минимальное число участников торгов;
- участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях;
- очевидно минимальное снижение начальной цены;
- неявка участников торгов на процедуру торгов;
- присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения;
- отличие цен на торгах от рыночной цены.
Для борьбы с картелями в рамках указа президента «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» правительство еще в марте утвердило пятилетнюю программу по выявлению и пресечению картелей и других ограничивающих конкуренцию соглашений.
Она предполагает совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующие появлению картелей, налаживание оперативного обмена информацией о фактах и участниках картелей между различными ведомствами, проведение комплексных мероприятий по профилактике и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики, а также при реализации национальных проектов.
Кроме того, в числе основных направлений программы – цифровизация методов выявления картелей, продолжение работы по взысканию в судебном порядке дохода, полученного в результате реализации ограничивающих конкуренцию соглашений.
«Рассчитываем, что в результате увеличится эффективность конкурсных процедур и справедливость ценообразования» – отмечал тогда председатель правительства Михаил Мишустин.
Судебная практика
Управляющий партнер юридической компании N.A. Legal Никита Антипенко считает, что в судебном поле практика по данному вопросу сложилась противоречивая, так как зачастую представители Фемиды устанавливают лишь косвенные доказательства, свидетельствующие о взаимосвязанности хозяйствующих субъектов (например, использование единого IP-адреса, пересечение сотрудников, выдача одним и тем же лицам доверенностей, использование одной инфраструктуры и т.д.), но не «картельное» соглашение как таковое, направленное на ограничение конкуренции.
Разъяснения Верховного Суда, изложенные в постановлении Пленума от 04.03.2021 № 2, объясняет спикер, закрепляют не формальный подход при разрешении данных споров, а обязывают суды устанавливать причинно-следственную связь между действиями участников торгов и реальным воздействием на конкуренцию.
«Вопреки позиции антимонопольных органов, в судебной практике отмечается, что участники торгов вправе руководствоваться в том числе собственными экономическими ожиданиями в отношении оптимальных для них цен, то есть отказ участников аукциона от дальнейшего снижения начальной цены сам по себе не свидетельствует о безусловном нарушении законодательства», – сказал эксперт.
Зачем компаниям картели?
Несмотря на угрозу быть «пойманными за руку», некоторые компании все же идут на риски, преследуя определенные цели, а также вредят потребителям. Партнер юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити» Александр Драгнев отмечает, что наибольшее количество картельных сговоров заключаются и реализуются именно в секторе государственных и коммерческих закупках.
«Сложно ответить почему компании идут на подобного рода сговоры. Но совершенно очевидно одно: при помощи заключения и реализации картельных соглашений сговорившиеся субъекты получают сверхприбыль и незаконно обогащаются. Если завышена цена на торгах, значит госзаказчик закупил чего-то меньше или худшего качества, и это напрямую отразится на качестве медицинского обслуживания или, например, питания. Также завышенная стоимость такой закупки может быть заложена в тарифы для населения», – заметил Александр Драгнев.
Для борьбы с картелями ранее было разработано программное обеспечение «Большой цифровой кот», которое, по мнению спикера, ожидаемых результатов не дало, но помогло определить вектор будущей работы.
«С 2021 года в ФАС анонсировали развитие программного обеспечения – “Антикартель” и заявляли, что оно станет модернизированной версией проекта “Большой цифровой кот”. Однако, сейчас все идет к тому, что новый проект, похоже, будут создавать с нуля, превратив “Антикартель” в целую государственную информационную систему. Но судить о перспективах разработки пока рано, так как пока не понятно, как ФАС будет использовать результаты нового программного продукта при доказывании факта сговора в суде», – сказал эксперт.
Бывает так, что единичные случаи выявления картелей не останавливают недобросовестных компаний от «скользкой дорожки» в бизнесе. Руководитель юридического центра «Дело чести» Гамлет Мелкумян отмечает, что случаи обнаружения картельного сговора для некоторых компаний служат лишь «уведомлением» о безнаказанности за неконкуретное поведение.
«Взвешивая размер предполагаемой выгоды и риск выявления органом картельного сговора, многие, к сожалению, выбирают неправомерный путь ведения бизнеса», – сказал спикер.
Оценка действующего законодательства
Закон, считает Александр Драгнев, направлен на развитие и совершенствование системы выявления, пресечения и профилактики картельных и иных антиконкурентных соглашений. Программное обеспечение может помочь корректно выявлять участников картеля.
«ФАС идет по пути развития диалога между представителями бизнеса и контрольно-надзорными органами. В этой связи хотелось бы отметить подготовку и публикацию методических рекомендации, разъяснений отдельных положений законодательства, а также обобщение практик», – сказал эксперт.
Опрошенные «Сферой» специалисты отмечают, что законодательство в этой сфере совершенствовать не нужно, по крайней мере, на сегодняшний день. Гамлет Мелкумян говорит о том, что контролирующим антимонопольным органам необходимо усилить мониторинг имеющихся данных, в общей совокупности указывающих на наличие признаков антиконкуретного соглашения между компаниями-конкурентами.
«Осознавая увеличение рисков выявления органом контроля рассматриваемого нарушения и привлечения должностных лиц компаний к административной или уголовной ответственности, последние начнут действовать более добросовестно и разумно», – отметил Гамлет Мелкумян.
Узнать больше о самых проблемных вопросах законодательства о защите конкуренции (от природы правового регулирования конкуренции до специфики защиты от недобросовестной конкуренции и необоснованного антимонопольного расследования) можно на курсе «Антимонопольное право: просто о сложном».