«Серые» схемы незаконного иностранного контроля и дело Калининградского торгового порта

Иностранные инвесторы могут приобретать имущество, акции, корпоративные права в отношении стратегических предприятий через согласованные сделки, установленные Федеральными законами РФ. Но есть игроки рынка, которые пытаются заполучить активы через обходные пути. Подробнее о «серых» схемах контроля в материале «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

Все «чистые» сделки проходят согласование через Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, а в отдельных случаях  через Федеральную антимонопольную службу России (ФАС). 

«Недобросовестные инвесторы умышленно нарушают требования закона, пытаясь установить иностранный контроль над стратегическими обществами в скрытых формах. Служба активно борется с подобными противоправными действиями, запрашивая сведения у органов власти, иностранных инвесторов и стратегических обществ и готовит заключения о выявленных фактах незаконного контроля. Затем документы ФАС приобщаются к судебным процессам для прекращения такого контроля»,  поясняет ФАС. 

Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»  регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме:

  • приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы организаций, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • приобретения в собственность, владение или пользование имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов балансовой стоимости активов такой организации;
  • совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль над такими организациями.

К этим отношениям также применимы нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ "О естественных монополиях".

"Суть регулирования состоит в том, что установление контроля иностранного инвестора, то есть возможность влиять на принимаемые решения такого хозяйствующего субъекта, могут создать угрозу обороне страны и безопасности государства, а следовательно установление контроля возможно только с согласия государства. При этом установление прямого контроля легко выявляется. Это доля в уставном капитале, которую видно в ЕГРЮЛ и (или) процент акций, фиксируемый в реестре акционеров, как и некоторые инструменты косвенного — залоги акций и (или) имущества, управляющие организации и так далее»,  рассказал партнер адвокатского бюро Asterisk Николай Савенков.

Простое и сложное 

Недобросовестные зарубежные инвесторы для косвенного контроля над российскими предприятиями используют два способа. Их можно разделить на две группы.

К легким способам контроля относят:

  • устав и локальные нормативные акты, где миноритарный акционер может не явно, но получить полный контроль по существенным вопросам хозяйственной деятельности;
  • корпоративный договор, где возможно определение позиций акционеров по определенным вопросам;
  • опционы с возможностью получить прямой контроль в любой момент (иногда это сделки, направленные на обратный выкуп);
  • предоставление заемного финансирования с правом согласования определенных видов сделок и (или) правом вето на определенные управленческие решения;
  • залоги (иногда не регистрируются);
  • использование физических лиц в качестве номинальных собственников акций и долей, членов советов директоров или единоличного исполнительного органа.

Ко второй группе уже относятся такие «серые» схемы, которые работают через дробление группы лиц иностранного инвестора с использованием различного инструментария корпоративного строительства. Это помогает скрыть конечных собственников бизнеса и исключить признаки аффилированности и взаимозависимости. Часто к этому прибегают с целью повысить инвестиционную привлекательность:

  • увеличение количества собственников, которых невозможно квалифицировать в качестве контролирующих лиц и одновременно увязать в одну группу лиц, для чего возможно использовать:

− НКО, юридические лица, в которых отсутствуют собственники (бенефициары);

− договоры простого и инвестиционного товарищества и ПИФы;

− институты номинального держателя и депозитария;

− доверительное управление акциями и долями;

− агентских схем для осуществления прав участников.

  • использование цикличных схем владения и «квази»-акций и долей (когда владельцем выступает сама организация даже на небольшой промежуток времени);
  • использование института независимых директоров (иногда они являются «условно независимыми»);
  • «квази»-листинг, который может быть осуществлен не только в нашей юрисдикции.

Николай Савенков отмечает, что контроль может быть выявлен и в лицензионных соглашениях. Элементы контроля встречаются при предоставлении права использования товарного знака и иных результатах интеллектуальной деятельности (РИД). И еще, иностранные инвесторы для недобросовестного контроля могут применять инструменты иностранных юрисдикций, в которых зарегистрированы и (или) присутствуют иностранные инвесторы.

«Законодательство о контроле иностранных инвестиций постоянно совершенствуется, также на него влияет и меняющая геополитическая обстановка. С 2022 года вышло множество подзаконных нормативных актов, которые установили новые ограничения для инвесторов из «недружественных» юрисдикций, к ним, в частности, относятся и граждане России, обладающие иным гражданством и (или) видом на жительство»,  замечает эксперт.

Чтобы выявить любую из этих схем, даже самую незамысловатую, требуется гигантский ресурс. Соответствующим специалистам нужно не только собрать всю информацию, но и проанализировать ее. Это сделать непросто, так как обмен информацией с иностранными юрисдикциями осложнен.

«При этом у государства появился действенный инструмент оперативного вмешательства  передача активов во временное управление Росимуществу, в рамках которого возможно выявление всех нюансов существовавшей до этого системы корпоративного управления»,  добавил Николай Савенков.

Показательная практика 

Свежим делом по пресечению недобросовестной схемы контроля иностранными инвесторами над российским предприятием стало разбирательство в отношении Калининградского торгового порта.

Генпрокуратура и ФАС подала иск в Арбитражный суд Калининградской области с просьбой взыскать с АО "Калининградский морской торговый порт" (КМТП, универсальный терминал в порту Калининграда) в доход государства 46,5% акций, приобретенные незаконным путем. Сами же акции находятся в собственности шотландской компании Orneto Partners LP и Дмитрия Пурима.

Генпрокуратура потребовала признать ничтожными две сделки купли-продажи акций КМТП и взыскать их в доход государства, так как выявила недобросовестную схему контроля над российским стратегическим предприятием, осуществляемую группой лиц с иностранным инвестором. Сделка на покупку Orneto Partners LP и Дмитрием Пуримом акций КМТП не была согласована с правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями.

Сейчас за дело уже взялся Верховный суд. Он отказал в пересмотре судебных актов, которыми были удовлетворены требования Генеральной прокуратуры РФ о взыскании в доход Российской Федерации полученного по недобросовестной сделке. 

Рекомендуем

Статья

Картельная сделка: последние дела ФАС

За последние несколько месяцев Федеральная антимонопольная служба России выявила сразу несколько крупных картельных сговоров на торгах. Деятельность регулятора в этом направлении ежегодно позволяет обнаружить сотни случаев заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, а затем наложить оборотные штрафы.

Статья

Звонок на миллион: цена непрошеной рекламы

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о штрафах, который должен защитить людей от навязчивой рекламы по телефону. Раньше самостоятельной статьи за распространение спам-звонков или сообщений не было. Вместе с экспертами «Сфера» разбиралась, позволит ли нововведение избавиться от назойливых предложений от различных компаний.

Статья

«Shop или не шоп?»: иностранные слова могут подвинуть с вывесок

В Госдуме планируют ужесточить требования к публичному использованию заимствованных слов. Кого это коснется и какие санкции ждут тех, кто напишет на витрине coffee, а не кофе, — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать