1. Пандемия и удаленный формат работы
Вакцинация, внедрение QR-кодов и планы на выдачу ковид-паспортов — все это свидетельствует о том, что история с коронавирусом только набирает обороты. Первые меры были приняты властями еще в 2020 году, тогда многих сотрудников перевели на дистанционный режим работы. В Трудовом кодексе понятие «удаленки» закрепили в январе этого года. Изменения внесли в Федеральный закон № 407-ФЗ, и сейчас переход на дистанционный режим прописывается прямо в трудовом договоре.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, работа юриста предполагает активное социальное взаимодействие, и «удаленка» многим, как говорится, вставила палки в колеса. С другой стороны, пандемия сподвигла многих представителей этой сферы освоить новые форматы коммуникации с клиентами.
2. Дистанционные собрания
Вынужденная изоляция породила изменения в гражданском законодательстве. С 1 июля разрешено участвовать в заседании собраний, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий, дистанционно. Изменения внесли в статью 181.2 ГК РФ, и сейчас участники правоотношений в сфере реализации гражданского законодательства голосуют, принимают решения и составляют протоколы удаленно. Участникам необходимо идентифицировать себя с помощью электронных и других технических средств. Проще говоря, юристу можно даже не вставать с дивана!
Впрочем, многие специалисты привыкли общаться с коллегами лицом к лицу. Практики отмечают, что во время онлайн-взаимодействия теряется психологический контакт.
3. «Мобильный» адвокат
Технологии тоже не стоят на месте: скоро они в полной мере помогут адвокатам и их потенциальным клиентам полноценно взаимодействовать друг с другом. В прошлом месяце «Российская газета» опубликовала сведения о создании мобильного приложения, которое уже взяли в работу более двух тысяч адвокатов и представителей юридических компаний.
По прогнозам экспертов, их количество будет расти, ведь программа позволяет не только обмениваться сообщениями, но и, например, загружать документы. Примечательно, что еще в 2017 году подобное приложение (AdvoCall) не нашло положительных отзывов в сообществе, так как ряд нюансов был не до конца отработан. Хочется верить, что сейчас специалисты более основательно подошли к вопросу и продумали все до мелочей.
4. Жалуемся по-новому
22 июля Верховный Суд Постановлением «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» внес значительные изменения в процесс подачи жалобы. В частности, сократился список уважительных причин для просрочки сроков. Период рассмотрения апелляции можно восстановить, если сведения об обжалуемом судебном акте отсутствовали у заявителя по независящим от него причинам, или у него не было реальной возможности подать жалобу.
Помимо этого, адвокатов обязали прикладывать к жалобе копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности, либо бумаги, удостоверяющие статус адвоката. Все документы необходимо заверить нотариально.
5. Никакой лжи
Особенно суду. Сокрытие ключевого доказательства отныне является поводом для пересмотра судебного решения. 11 марта 2021 года Верховный Суд в рамках дела № 306-ЭС20-16785(1,2) уточнил, что «принцип правовой определенности не может защищать сторону, действовавшую недобросовестно и умышленно, создавшую видимость отсутствия ключевых доказательств, которые имели решающее значение для дела и могли позволить полноценно провести судебное разбирательство».
Это не может не радовать. Добросовестных юристов, само собой.
Очевидно, что изменения 2021 года для многих юристов создали существенные организационные проблемы. Впрочем, пока рано рассуждать, что из этого выйдет и как быстро изменения войдут в привычку.
Источник изображения: freepic.com