Анализ сотрудничества
Договор подряда – это, прежде всего, живой договор, который, в отличие от договоров поставки, требует активного взаимодействия сторон на протяжении всего срока соглашения. При этом, при подготовке документации недостаточно только описать объем работ и срок получения результата, необходимо предусмотреть порядок действий при неожиданных затруднениях, обнаружении недостатков материалов, необходимости дополнительных работ.
«Постоянное взаимодействие сторон лежит в основе каждого подряда, именно это ключевая часть его особенностей. И участники договора должны описать эти вопросы «на берегу». То есть, они сразу договариваются, прежде чем начать работы и брать на себя обязательства. Именно эта предварительная работа по анализу отношений помогает структурировать и сам договор, и помогает предотвратить возможные споры», – говорит Антон Томсинов.
Отличие от договора услуг
Особенности договора подряда заложены в Гражданском кодексе, но если подходить к вопросу формально, то можно наткнуться на противопоставление договору оказания услуг.
«Само разделение в Гражданском кодексе договора подряда и договора оказания услуг – достаточно странное с практической точки зрения. Это связано с тем, что регулирование этих видов соглашений отличается в ряде существенных моментов. Если буквально понимать договор подряда, то в противопоставление договору услуг обычно ссылаются на мнение Высшего Арбитражного суда от 2010 года. Так из буквального трактования статей о подряде следует, что для заказчика, прежде всего, имеет значение передача вещественного результата. То есть это должен быть оформленный материальный объект. Как бы то ни было, основной критерий, который был сформулирован – это вещественный результат. В то время как в договоре услуг речь идёт о достижении определенного результата действий», – объясняет лектор.
Что изменила реформа ГК
По словам Антона Томсинова, договор подряда – один из самых проблематичных в судебной практике, поскольку раньше – до реформы ГК – соглашения нередко бывали признаны незаключенными. «Предмет договора мог быть сформулирован недостаточно четко. И чем он сложнее, тем больше была вероятность не прописать какие-то конкретные условия. Последствиями этого были споры о том, что договор не заключен, даже после того, как все работы выполнены и приняты заказчиком. К счастью, в настоящее время эта проблема немного утратила свою актуальность. После реформы Гражданского кодекса в нем появился новый пункт 3 статьи 432, который позволяет считать договор заключенным, если стороны его согласовали принятием работ. Это означает, что заказчик окажется недобросовестным, если начнет отрицать действие соглашения уже после того, как все примет», – рассказывает Томсинов.
При этом новая статья ГК защищает стороны в равной мере: подрядчика в том, что не даёт заказчику повода отказаться от оплаты, а заказчика в случае, если он обнаружил недостатки в работе.
Коммуникация сторон
Эксперт отмечает, что поскольку договор «живой» и может меняться, дополняться, то основное, о чём должны подумать стороны при его заключении – как они создадут канал оперативной коммуникации.
«Это должен быть быстрый способ, а не постоянное отправление писем «Почтой России» с уведомлениями, с описями вложения. В принципе, в современных условиях ничего не мешает создать систему электронного документооборота. В каждой компании сейчас есть электронная подпись. И это будет намного лучше, чем обычное электронное письмо. К сожалению, на практике это редко встречается. Между тем, в ходе исполнения договора есть постоянная необходимость в том, чтобы стороны зафиксировали некие решения. Они могут быть связаны как с недостатками материалов, недостатками планирования или с какими-то новыми возникшими обстоятельствами», – поясняет лектор.
Что может заказчик
Своевременная коммуникация может заранее предотвратить те или иные споры. Но если предмет договора всё-таки дошел до судебного разбирательства, это позволит доказать правоту того, кто отстаивает свои интересы. Так, в Гражданском кодексе есть основные последствия несоблюдения заключенного в соглашении порядка и основные права сторон. Например, согласно ст. 715 ГК, заказчик может следить за ходом работ. Но статья мало что будет значить, если в документе не описано: как, когда, и с какой периодичностью он будет проверять исполнение контракта. То есть об этом нужно договориться заранее.
«Зачем это заказчику? Например, чтобы вовремя понять, успеет ли подрядчик сделать все в срок. Если нет, есть возможность заранее предпринять меры: договариваться об ускорении или же заявить отказ. При этом заказчик должен фиксировать, когда именно, как, и почему он понял, что работы не будут выполнены. Если же доказать, что исполнитель не может выполнить условия контракта, не получается, суд может признать это немотивированным отказом. В таком случае заказчик должен оплатить подрядчику часть цены за то, что реально сделано и принято», – говорит Антон Томсинов.
Права подрядчика
У подрядчика тоже есть права и обязанности, которые позволяют ему реагировать на изменения обстоятельств. Согласно ст. 716 ГК, он должен немедленно предупредить заказчика и приостановить работу, если обнаружил некачественные материалы или же выявил другие обстоятельства, непосредственно влияющие на срок выполнения и результат.
«Если он своевременно не предупредит, то в дальнейшем просто не сможет ссылаться на эти причины. И ему придется несмотря ни на что исполнять договор. В итоге он получит изначально обговоренную цену, а не скорректированную с учетом изменений контракта. Поэтому в интересах подрядчика очень четко все фиксировать», – подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что у подрядчика есть ещё одно право – требовать от заказчика содействия. Эта норма применима в самых разных ситуациях: когда требуется получить какие-либо документы, информацию, ответить на вопрос, убрать двусмысленность в понимании условий договора, либо – при работе нескольких подрядчиков на объекте – обеспечить их слаженную работу.
Больше об особенностях договора подряда – в лекции Антона Томсинова.