Говорить на одном языке
Одни из основных помощников для юристов в организации работы — Legal Design. Это набор инструментов и подходов, которые помогают оформить документы и заключения, сделав их понятными и удобными в использовании. Как отметил на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) вице-президент — директор правового департамента, ПАО Сбербанк Игорь Кондрашов, такая технология в первую очередь предназначена даже не для самих представителей юриспруденции, а для их клиентов и партнеров, которым важна четкость и структурированность в ответах, а не «заумные» рассуждения.
Спикер ПМЮФ рассказал, что в Сбербанке задействован сервис автоматической маршрутизации запросов. Он помогает сократить время ожидания ответа от специалиста. Например, когда один человек (задающий вопрос) находится в одном часовом поясе, а второй (работник банка) – в другом.
«Когда в Петропавловске-Камчатском юристы легли спать, в Калининграде — они начинают работу. Практически онлайн идет работа. Клиент в любое время может направить запрос. Система автоматически смотрит, кто свободен, кто из специалистов свободен и может наиболее качественно и быстро отработать тот или иной запрос. Специалисты подбираются по компетенциям», — рассказал Игорь Кондрашов.
IT для юриста
Есть программы, которые автоматизируют и значительно облегчают работу юристу. Например, системы автоматизации судебной работы и подготовки правовых заключений.
Опытом цифровизации поделился и управляющий директор по юридическим вопросам, Авито Александр Смирнов. Например, у компании есть LawTech. Это сервисы, которые помогают клиентам получить доступ к правовой информации без затруднений. Например, к таким относятся система электронного правосудия ГАС «Правосудие» и платформа «Мой арбитр». Почти 75% документов подаются в арбитражные суды России онлайн через эти сервисы. Конечно же, организация не забывает и про LegalTech сервисы. Они уже предназначены именно для упрощения работы юристов.
Также спикер замечает, что юристы должны двигаться в сторону «простоты» в своих консультациях. «Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче», – приводит в пример цитату Блез Паскаля Александр Смирнов. Управляющий партнер юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Сергей Войтишкин также считает, что умение делать емкие заключения – это высший уровень консультирования.
Связанные одной целью
Технологии технологиями, но человеку важно уметь с ними обращаться. Иначе, говорит директор юридического департамента Яндекс Юлия Попелышева, все старания, потраченные средства и силы будут напрасны.
Внедряя технологий, нужно обзаводиться союзниками, чтобы автоматизация в компании или на предприятии проходила без препятствий. Здесь Юлия Попелышева имеет в виду, что цифровизация должна происходить во всех департаментах, а не только у юристов организаций.
Стоит также помнить, что какие бы технологии не были «умными», заменить человека они до конца не смогут. Цифровизация рано или поздно затронет всех. Чем раньше компании начнут вливать ее в рабочую рутину, тем лучше для развития.
Сергей Войтишкин добавляет, что для успешного внедрения новых технологий на предприятия, организации и компании, необходимы и те, кто эту цифровизацию «подключит». Здесь не обойтись без квалифицированных IT-специалистов.
«Юридическая функция сейчас — это не только юристы. Это финансисты, IT, инженеры, которые помогают создавать юридической фирме продукт, способный ответить потребностям наших клиентов», — резюмировал он.
Работа с иновациями, считает заместитель генерального директора —руководитель функционального направления «Правовое», ГК «Галс-Девелопмент» Екатерина Регеда, это инструмент мотивации хорошего персонала.
«Даже, если автоматизация рутинных процессов в моменте не окупается, но зато она мотивирует ваших сотрудников. Не стоит на технологии смотреть только через призму экономической эффективности», — дополнила эксперт.