Позавещал и бросил: как последняя воля становится инструментом обмана

Завещание как инструмент соблазна и манипуляции родственниками. Нотариусы рассказали о необычном тренде, который наметился в последние годы в нашей стране. Что такое «нотариально удостоверенный пикап» и что надо знать о тонкостях «последней воли» — в материале «Сферы».
Время прочтения: 6 минут

Коварство и любовь

Как рассказали «Сфере» эксперты, в последнее время в сфере нотариальной практики наметился необычный тренд, описываемый как «нотариально удостоверенный пикап». Мужчины в знак своих чувств завещают все свое имущество возлюбленным, а затем отменяют эти завещания.

«Интернет-источники и юридическая практика демонстрируют случаи, когда завещание используется не только как средство передачи имущества, но и как инструмент манипуляции в личных отношениях. Примеры включают ситуации, когда завещания создаются под влиянием эмоций или в качестве демонстрации привязанности, но затем отменяются, оставляя получателей в растерянности и лишая их ожидаемого наследства», — отметила в комментарии нашему изданию нотариус Манана Микадзе.

В Федеральной нотариальной палате раскрыли несколько схем, по которым проигрывается такая «любовь до гроба».

Один из распространенных сценариев: завещание «перекрывается» новой редакцией. Это случай, когда все свое движимое и недвижимое имущество ветреный кавалер переписывает с одной дамы сердца на другую. Изменять завещание сколько угодно раз — в этом закон завещателю передает полную свободу действий. При этом информировать предыдущую избранницу, что «любовь до гроба» уже не с ней — не обязательно.

«Есть и другая схема — можно сказать, универсальная и независящая от реального размера кошелька мужчины. Здесь вся суть обмана состоит в том, что партнер обещает возлюбленной передать по наследству миллионы со своих счетов, а на деле не имеет таких накоплений и, возможно, никогда и не будет иметь. При этом он опять же составляет и удостоверяет у нотариуса реальное завещание, где прописаны именно те суммы и/или объекты имущества, о которых он в красках рассказывал своей девушке», - уточняют в палате.

И опять же никаких нарушений закона тут нет.

«Ведь в завещание можно вписать абсолютно любое имущество — даже то, которого на момент удостоверения документа у завещателя нет. Нотариус не обязан проверять факт принадлежности указанных в завещании средств или, к примеру, объектов недвижимости заявителю. Никаких обязательств (к примеру, о приобретении упомянутого в тексте документа имущества) оформление завещания на его автора также не накладывает», —  уточнили в палате.

По статистике Федеральной нотариальной палаты за год в России отменяется каждое 20-е завещание, а количество таких отмен по итогам первого полугодия 2023 выросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом отменить или изменить ранее составленное завещание гражданин может в любой удобной нотариальной конторе. Именно поэтому схема «нотариально удостоверенного пикапа» становится все более востребованной у хитрых кавалеров.

Впрочем, если тренд на «пикап» — относительно новое явление, то манипуляции с угрозой переписать завещание «на соседа» — классика юридической практики, говорят опрошенные «Сферой» эксперты.

Как не дать себя обмануть

Самый надежный вариант — это при жизни наследодателя заключить с ним договор дарения интересующего имущества и стать собственником.
Как рассказала «Сфере» Ярославна Ключникова, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, адвокат, по данному договору право собственности перейдет к наследнику в отношении движимого имущества с момента заключения договора, а в отношении недвижимого — с момента государственной регистрации перехода права собственности на это имущество в Росреестре.

Еще момент. Завещание не накладывает никаких ограничений на имущество, в нем указанное. То есть наследодатель при жизни свободно может своими домами-машинами распорядиться: продать, подарить, обменять. И очевидно, что результате этих сделок наследники не смогут стать собственниками обещанного.

В гражданском кодексе есть такое понятие — наследственный договор. Это не равно завещание. Он заключается, когда есть желание распорядиться своими активами на случай смерти не по закону, а по желанию. Иными словами, не просто передать имущество супругу или детям, а на каких-то условиях.
Но и даже наследственный договор не гарантирует в полной мере интересы наследника.

«Наследодатель вправе совершить в любое время односторонний отказ от наследственного договора путем уведомления (нотариально удостоверенного) всех сторон наследственного договора о таком отказе. Отменить же дарение даритель может только в строго установленных законом случаях, например, если одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения», — акцентирует Ярославна Ключникова.

С ней согласна и нотариус Манана Микадзе: завещание, в отличие от договора дарения и наследственного договора, является менее обязывающим и более гибким документом.

Договор дарения — это безвозмездная передача имущества, которая вступает в силу немедленно. Наследственный договор предполагает определенные обязательства и условия. Это делает завещание менее надежным способом закрепления договоренностей.

«Для тех, кто оказывается втянутым в подобные ситуации, важно понимать ненадежность завещания как обещания. Рекомендуется консультация с юристом для обсуждения альтернативных способов защиты своих интересов, таких как заключение брачного контракта или договора дарения», — советует она.

Важно также осознавать юридические и финансовые последствия любых обещаний или договоренностей, связанных с имуществом. Да, завещание может стать инструментом манипуляции в личных отношениях. Но оно может стать и символом привязанности и обещания, потому что в основе любых договоренностей — человеческие чувства и эмоции.

Рекомендуем

Статья

Юристы не перерабатывают? Cтатистика против жизненных реалий

Исследование российского рекрутингового агентства SuperJob утверждает, что юристы реже представителей других профессий задерживаются на работе. Так ли это на самом деле? «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.

Статья

Юридический рынок труда: парадоксы и новые тренды

Анализ данных за 6 лет выявил любопытные тенденции в юридическом образовании и трудоустройстве. С одной стороны, выпускники топовых вузов продолжают получать высокие зарплаты (МГИМО — 220 тыс. руб., МГУ — 190 тыс. руб.). С другой — эти же университеты демонстрируют скромные результаты в рейтинге трудоустройства. Подробнее о том, какие специалисты востребованы сегодня и как меняются подходы к найму в юридической сфере, — в материале «Сферы».

Статья

Юрист будущего: какие навыки нужны уже сегодня

Искусственный интеллект, LegalTech, цифровизация процессов — это не далекое будущее, а реальность, в которой мы уже живем. На Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ-2025) эксперты единогласно заявили: профессия юриста стремительно трансформируется. Теперь недостаточно просто знать законы — нужно понимать, как их интерпретируют алгоритмы, как работают цифровые инструменты и где проходит граница между юридической логикой и машинным обучением. Но главный вопрос не в том, изменится ли профессия, а в том, кто окажется востребован в этой новой реальности. Об этом порассуждала старший юрист ООО «Аксор» Татьяна Звенигородская.

Нужно хоть что-то написать