Почему в России фокус сместился с банкротств на реструктуризацию долгов? Эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар объясняет эту тенденцию внедрением «антикризисных» инструментов:
- мораторий на банкротство в периоды экономических потрясений;
- повышение минимального размера долга для инициации банкротства юрлиц;
- возможность утвердить локальный план реструктуризации по ипотечному жилью для физлиц, чтобы сохранить крышу над головой.
«Недавно в Госдуму внесли законопроект о запрете банкротства физлиц по ипотечным долгам. Практика тоже адаптируется — например, Верховный суд РФ рассмотрел резонансное дело, где допустил приоритет плана реструктуризации над требованиями кредиторов. Хотя ВС РФ подчеркнул важность баланса интересов, он указал, что экономически обоснованный план может быть утвержден даже вопреки возражениям кредиторов», — комментирует Евгения Боднар.
Корпоративные банкротства
По данным Федресурса, в 2024 году корпоративные банкротства в России достигли исторического минимума: зафиксировано 8 570 процедур (на 6,4% меньше, чем в IV квартале 2023 года). Число наблюдений сократилось на 17,5%, а намерений кредиторов инициировать банкротства — на 25%.
- Инициаторы процедур: доля кредиторов снизилась до 66,1%, ФНС увеличила активность до 24,3%, должники самостоятельно инициировали 9,5% дел.
- Реабилитационные меры(внешнее управление, финансовое оздоровление) уменьшились до 81 случая — минимум с 2011 года.
- Отрасли-лидеры по банкротствам:строительство (+19,1%), торговля (+11,5%), операции с недвижимостью (+18,7%).
«Сокращение количества банкротств в последнем квартале года, а также сильное снижение числа наблюдений и намерений кредиторов по итогам года указывают на охлаждение спроса кредиторов на ликвидационные процедуры», — заявил руководитель Федресурса Алексей Юхнин.
Банкротства граждан
В итогах Федресурса указано, что судебные процедуры увеличились на 23,6% (431 942 дела). Однако темпы роста замедлились благодаря развитию внесудебного банкротства.
С 2020 года стартовало 85 099 внесудебных процедур (сумма долга — 39,8 млрд руб.), завершено 54 411 (23,8 млрд руб.). В прошлом году 90,4% поданных заявлений перешли в дела (против 78,6% в 2023);
Темпы роста числа судебных банкротств граждан замедлились, отметил Алексей Юхин, в том числе в связи с развитием бесплатной внесудебной процедуры.
«В 2024 году внесудебное банкротство стало проще: гражданам больше не нужно собирать бумажные справки. Все данные проверяются автоматически через электронный обмен между госорганами. Это сделало процедуру доступнее и эффективнее, помогая людям избавиться от долговой нагрузки», — заявил первый замминистра экономического развития Максим Колесников.
Банкротство vs реструктуризация
Решение зависит от конкретной ситуации. Банкротство — крайняя мера, когда активов для выплат нет. Реструктуризация же позволяет сохранить бизнес, продав ненужные активы или привлекая инвестиции. Однако, как предупреждает эксперт, здесь важно не переусердствовать.
«Риск в том, что после реструктуризации компания может остаться без ресурсов для работы или снова оказаться на грани краха. Кроме того, недобросовестные должники иногда используют эту процедуру, чтобы затянуть время и вывести активы», — отметила специалист.
Гибрид реструктуризации и банкротства — мировое соглашение по единственному жилью в ипотеке. Спорный, но востребованный инструмент.
«Откуда взять деньги платить дальше по ипотеке, если ты банкрот. Интерес к такому соглашению очень высокий и со стороны должников (остаются с жильем и без прочих отягощающих долгов), и со стороны кредиторов (не теряют свои проценты. Плюс продать жилье в условиях высокой ключевой ставки не так легко и выгодно)», – объясняет Евгения Боднар.
Двойственный эффект от ФНС
Процедура банкротства организаций почти всегда сопряжена с участием налоговых органов, и это неизбежно отражается на положении кредиторов.
Во многих ситуациях именно от решений и шагов, предпринимаемых ФНС, зависит, получат ли кредиторы хоть какую-то часть причитающихся им средств. Поведение представителей налоговой службы в рамках конкретного дела способно как существенно повысить шансы на возврат долгов, так и практически их обнулить.
Плюсы для кредиторов:
- покрытие расходов из залоговых средств;
- расширение субсидиарной ответственности;
- оспаривание сложных сделок;
- взыскание дебиторки. Налоговая настаивает на судебном взыскании ликвидных долгов, а не их распродаже за бесценок, что выгодно кредиторам;
- строгий отбор арбитражных управляющих. ФНС исключает кандидатов с конфликтом интересов, обеспечивая назначение независимых управляющих.
Минусы для кредиторов:
- низкое вознаграждение арбитражных управляющих. ФНС блокирует увеличение оплаты услуг управляющих, снижая их мотивацию качественно вести сложные дела;
- отказ от привлечения специалистов. Налоговая не допускает помощь бухгалтеров или юристов, перегружая АУ и ухудшая эффективность процедур;
- блокировка списания неликвида.ФНС препятствует избавлению от бесполезных активов (например, устаревшего оборудования), увеличивая расходы на процедуру;
- приоритет текущих налоговых платежей. Требования ФНС по внеочередному погашению налогов сокращают объём средств для остальных кредиторов.
- продолжение деятельности должника. Разрешая банкроту работать, ФНС фокусируется на текущих налогах, что может увеличить долги и затянуть выплаты по реестру.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com