Патентные тролли: бич современности или санитары бизнес-леса?

Все, кто занимается предпринимательством или бизнесом, хоть раз сталкивались с необходимостью защитить свои интеллектуальные права. Самым распространенным способом является регистрация товарного знака, который позволяет компаниям проявить свою креативность и выделиться «из толпы». Но есть и фирмы, которые не прочь злоупотребить возможностями и нанести вред конкурентам. Речь идет о патентных троллях. «Сфера» обсудила с экспертами это явление и его влияние на бизнес.

Терминология

Патентные тролли — это термин, используемый для описания компаний или отдельных лиц, которые осуществляют покупку исключительных прав на патенты и затем активно используют их для получения лицензионных отчислений или судебных исков против других компаний, занимающихся сходными технологиями или инновациями. Дело в том, что такие фирмы не имеют своего производства или определенных продуктов, связанных с патентами. Цель троллей – использование этих самых патентов для извлечения прибыли.

«Патентные тролли серьезно портят жизнь участникам рынка, которые вовремя не озаботились защитой своих интеллектуальных прав, то есть не закрепили свое право на уникальную разработку или дизайн патентом, товарным знаком или иным способом правовой охраны. Такие компании или индивидуальные предприниматели (а с прошлого года и физические лица- прим.) регистрируют на себя расхожие термины и разработки, а потом повально рассылают «нарушающим» их право претензии, понуждая заплатить компенсацию, дабы избежать судебного разбирательства», – отмечает руководитель практики  «Интеллектуальное право» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Елена Баршай.

Эксперт заметила, что само понятие патентного троллинга известно еще с 18 века, когда американский предприимчивый гражданин зарегистрировал патент на «машину с колесами и рулем» и собирал дань за право производить автомобили с автоконцернов. Прекратить такую практику смог в судебном порядке только небезызвестный Генри Форд.

Профессия или …?

«Троллинг», рассказывает юридический сопроводитель IT и Digital бизнеса Сергей Боровинских, сложно назвать профессией несмотря на то, что ее участники осуществляют вполне конкретную деятельность в сфере интеллектуальной собственности. Тем не менее добросовестные компании вынуждены от них защищаться, привлекая юридических экспертов по патентным вопросам и интеллектуальной собственности.

«В разных странах и юрисдикциях существуют различные правовые подходы к патентным троллям. Некоторые страны стремятся ужесточить законодательство в области патентов и установить механизмы, которые снижают возможность патентных троллей претендовать на несправедливые лицензионные соглашения. Другие страны признают право собственности на патенты и поддерживают право троллей защищать свои патентные права», - замечает эксперт.

Поддерживать баланс между фирмами и патентными троллями достаточно сложно. Поэтому для того, чтобы уравновесить функционирование патентной системы, добавляет Сергей Боровинских, необходимы справедливые и прозрачные правила и процедуры, эффективные механизмы рассмотрения споров и поощрение инноваций и развития.

Вред или польза?

В целом эксперты сходятся во мнении, что такое явление, как патентные тролли – губительно для бизнеса. Эта деятельность, отмечает Сергей Боровинских, может «насолить» крупным корпорациям и мелким компаниям.

«Троллинг может создавать дополнительные расходы на судебные разбирательства, оказывать давление на компании для заключения лицензионных соглашений или ограничивать инновационные возможности», – сказал специалист.

Недобросовестные фирмы могут «пролезть в зазор бизнеса», где владелец компании сначала запустил продукт, а уже потом задумался о регистрации своего бренда. Такая проблема возникает, замечает Елена Баршай, из-за плохой информированности в сфере интеллектуальных прав. 

В редких случаях практика троллинга может быть полезна. Юридический сопроводитель IT и Digital бизнеса отмечает, что такой возможностью могут воспользоваться стартапы или мелкие фирмы с целью защитить свою интеллектуальную собственность или монетизацию неиспользуемых патентов.

Законность и способы борьбы

В каждой стране есть свои порядки и законы, которые регулируют многие аспекты жизни. Патентный троллинг не стал исключением, законность деятельности которого зависит от конкретной страны и сложности комбинации законодательства об интеллектуальной собственности.

«В некоторых юрисдикциях их деятельность полностью законна и регулируется правом на интеллектуальную собственность, а в других она может рассматриваться как злоупотребление или нарушение антимонопольного законодательства», – пояснил Сергей Боровинских.

С моральной точки зрения мнения о патентных троллях также разделяются: одни считают такую деятельность обычной, говоря о том, что это те же бизнесмены, которые хотят извлечь прибыль, другие же рассматривают их как неразвивающих или дестабилизирующих инновационную экономику.

Эксперты «Сферы» отметили, что кейсов в суде, связанных с патентными троллями, достаточно много, начиная с частных фирм и заканчивая мировыми компаниями. Примером последнего может послужить дело Apple против Samsung. Первые обвинили вторых в нарушении своих патентов на дизайн и функциональность смартфонов iPhone. Разбирательство продолжалось несколько лет и привлекло значительное внимание. Хотя некоторые видели Apple как патентного тролля, стремящегося ограничить конкуренцию, другие считали, что они стремятся защитить свои инновации и интеллектуальную собственность.

Еще одним крупным разбирательством стало дело Uniloc против Microsoft. Uniloc, патентный тролль, подал иск против Microsoft, обвиняя их в нарушении патентов на управление лицензиями программного обеспечения. После длительных судебных разбирательств было достигнуто соглашение, включающее выплату компенсации Uniloc.

Елена Баршай вспоминает дело из своей практики, когда правообладатель зарегистрировал на себя объемный товарный знак в виде розы в колбе, и разослал претензии всем производителям этого популярного на тот момент товара, заставляя убрать изображения с сайтов, то есть по факту, прекратить их продавать. Потребовалось пойти в Палату по патентным спорам Роспатента, дабы аннулировать его товарный знак в виде такой розы, и собрать доказательства того, что эта вещь известна еще с 90х годов, когда она стала фигурировать в мультике «Красавица и чудовище», а также в сказке «Маленький принц».

Иногда предприниматели могут попасть в сети троллинга еще на пути подачи заявки на бренд.

«В моей практике только недавно был случай, когда производитель свечей и декора для дома запоздал со своей подачей заявки буквально на неделю-две, и пока думал над брендингом, тролль уже занял привлекательное имя, что мешает производителю купить домен, оформить сайт, и маркировать должным образом свою продукцию», – вспоминает Елена Баршай.

Дело в том, что закон, поясняет спикер, запрещает не только регистрировать такое же название, но и сходное, что затрудняет свободу маневра. Из-за этого фирмы вынуждены либо идти оспаривать знак тролля, неся существенные расходы, либо выкупать знак/лицензию на него.

«Тролль обретает таким образом власть над компанией, так как презюмирует, что она нарушает его товарный знак, и может не только взыскать компенсацию, но и запретить использование спорного обозначения вовсе. Наученные горьким опытом бренды стараются не раскрывать свои продуктовые линейки и их названия до момента подачи на регистрацию заявки на товарный знак», – отметила эксперт.

Бороться с троллингом в бизнесе, считает Елена Баршай, нужно в зародыше. Будущих или уже начавших свое дело предпринимателей может спасти от посягательств недобросовестных фирм своевременная регистрация бренда. Спикер отмечает, что это своего рода подстраховка, ведь заявку всегда можно отозвать или не продлевать. Такое действие может сразу обезопасить компанию от «вредителей», тогда не придется бороться с таким явлением, напирая на неиспользование бренда троллем, на схожесть с вашим фирменным наименованием и привлекать ФАС.

«По возможности, защищайте свои разработки, не распространяйтесь о технологии, брендинге до момента получения правовой охраны, кроме того, всегда получайте права и лицензии на используемые фото и видео-отображения. Помните, что нарушения авторских прав также «лакомы» для троллей», – резюмировала спикер.

Рекомендуем

Авторский взгляд

«Параллельный импорт» для зарубежных патентов: стоит ли игра свеч?

В январе 2025 года Госдума рассмотрит законопроект, упрощающий выдачу принудительной лицензии на зарубежные патенты. Документ позволит российскому бизнесу делать это через суд, не дожидаясь трех-четырех лет после отказа патентообладателя от заключения договора. Эксперт «Кубит Практик» в области патентной аналитики Валентина Иващенко рассказала в авторской колонке для «Сферы» о необходимости такого механизма и последствиях его внедрения.

Статья

Есть идея: в России выросли объемы регистрации брендов и патентования разработок

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) за первое полугодие 2024 года приняла 65 тысяч заявок на регистрацию и охрану товарных знаков, что на 25% превышает показатели 2023 года за аналогичный период – 52 тысячи заявок.

Авторский взгляд

Ускорение и новые риски: что может принести корректировка правил для патентования IT-разработок

Министерство экономического развития России 14 мая 2024 года опубликовало приказ, вносящий изменения в процесс патентования. Главным образом они касаются IT-решений. Председатель РЦИС Андрей Кричевский положительно оценил нововведения, отметив, что они устраняют необоснованные барьеры для авторов IT-разработок. Юрист практики «Цифровое и IT-право» ЮК «Лемчик, Крупский и Партнеры» Анастасия Солдатова рассмотрела новые правила патентования IT-разработок, их преимущества и недостатки, а также оценила аргументы Кричевского.

Нужно хоть что-то написать