«Наличие зарегистрированного товарного знака воспринимается бизнесом как индикатор защищенности. А у отечественного потребителя растет доверие к российским брендам и спрос на них. Развиваются и так называемые личные бренды среди физических лиц и самозанятых, которых сегодня в России более десяти миллионов. Они могут получить правовую защиту личного бренда и продвигать с его помощью свои товары и услуги», – сказал руководитель Роспатента Юрий Зубов.
По его словам, в этом году больше всего заявок на товарные знаки поступило из сегментов одежды и обуви (21,8%), программного обеспечения и электроники (17,7%), бытовой химии и косметики (13,8%), печатной продукции и канцелярских принадлежностей (11,8%), а также кондитерских и хлебобулочных товаров (11,3%).
В апреле Роспатент также публиковал итоги первых двух месяцев этого года по количеству заявок на регистрацию товарного знака. Тогда под внимание попали две крупные компании – «Яндекс» и «Тинькофф Банк», которые в совокупности подали 141 заявку (88 и 53 соответственно). Предприниматели регистрировали свои бренды сразу в нескольких группах товаров и услуг.
Регистрируя бренд «впрок» сразу в нескольких сегментах бизнеса, предприниматели хотят максимально защитить его от конкурентов. А иногда просто сэкономить. Если заявка содержит до пяти товарных групп, пошлина за подачу такой заявки является единой, то есть оплачивать ее нужно один раз, а не пять.
«Сейчас у продвинутых компаний есть тенденция к регистрации целого портфеля продукта – так называется комплекс брендов/разработок на различные части целого. К примеру, при выводе на рынок бренда одежды, сильная юридическая команда обязательно предложит собственнику регистрацию товарных знаков и на составные части коллекций (спортивная линейка, фешн-линейка, суббренд детской одежды, и так далее), а может даже и правовую охрану ключевых фасонов одежды в виде товарных знаков», – рассказала Елена Баршай, руководитель практики «Интеллектуальное право» ЮК «Лемчик,Крупский и Партнеры».
«Яндекс» и «Тинькофф Банк», считает Елена Баршай, яркий пример, когда компаниями движет не желание расширить охват интеллектуальных прав с потребностью потратить больше денег, а обезопасить себя от рисков в будущем.
«Часто возникает такая ситуация, что компания решает расширять свою географию поставок/продукции, а товарный знак имеет очень узкую юрисдикцию. Аналогично, нарушители могут «мимикрировать» не только под бренд, но и под визуал, под какой-то суббренд, все что угодно, лишь бы вызвать у потребителей ассоциации с известной фирмой», - отметила эксперт.
В защите своего бренда важно все – цветовое сочетание, и визуал, и слоган, и логотип, и для сильных отечественных производителей это не секрет, потому они пытаются максимально защитить себя. Лимита в этом плане, замечает Елена Баршай, законодатель не устанавливает, он, наоборот, поддерживает патентную, изобретательскую, инновационную активность со всех сторон.
«Сейчас российский цикл регистрации прав на результат интеллектуальной деятельности - один из самых быстрых в мире, что позволяет регистрировать продукты до их вывода на рынок», - говорит специалист.
Определение и статистика
Регистрация товарных знаков - лишь одно из направлений защиты интеллектуальной собственности компании. Наиболее востребованным в нынешних условиях остается патентование.
Патент – это охранный документ, удостоверяющий авторство, приоритет и исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные, в частности, в форме изобретения, полезной модели или промышленного образца.
Патент выдается Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатентом и имеет два ограничения:
- территориальное. Международного патента не существует. Патент действует только в той стране, где он зарегистрирован;
- временное – от 5 до 20 лет.
В 2023 году заявок на изобретения в Роспатент было подано 20 623 от отечественных заявителей и 6069 – от иностранных. Это значительно больше, чем в 2022 и 2021 годах.
«Мы видим здесь очень удачный момент для патентования разработок среди россиян. Нужно как раз воспользоваться ситуацией и занять рынок, получить исключительное право на свою разработку», - отмечает заместитель директора ФИПС Анна Полякова.
Что нужно для заявки в Роспатент?
Чтобы получить патент на изобретение, необходимо подать заявку, которая должна состоять из:
- заявления о выдаче патента с указанием автора изобретения и заявителя – лица, обладающего правом на получение патента, а также месте жительства или места нахождения каждого из них;
- описания изобретения, раскрывающего его сущность с плотной, достаточной для осуществления изобретения специалистом в данной области;
- формулы изобретения, ясно выражающей его сущность и полностью основанная на его писании;
- в ней должны быть чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;
- реферат.
Регистрация полезной модели
Автор изобретения, чтобы его заявку приняли в Роспатенте, должен соблюсти в ней несколько правил. Условия патентования следующие:
- новизна – изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники;
- изобретательский уровень – изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники;
- промышленная применимость – изобретение является промышленного применения, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.
«Хочу отметить одно из самых главных правил при составлении заявки на полезную модель: очень важно указать задачу, путь ее решения и результат, который достигается вашим решением», - поясняет начальник отдела промышленных образцов ФИПС Павел Глазов.
После заявка проходит экспертизу, по результатам которой выносится решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче. Экспертиза разделяется на формальную и по существу.
К экспертизе по существу относятся:
- проверка принципиальной патентоспособности изобретения;
- проверка достаточности раскрытия сущности заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1375 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления изобретения специалистом в данной области;
- проведения информационного поиска в отношении заявленного изобретения и проверки с учетом его результатов соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности. Здесь речь о тех самых условиях патентования.
Павел Глазов на примере продемонстрировал, что изобретатель может запатентовать, а что нет. Заявитель представил шестиугольный батут, отличительной чертой которого стала внутренняя сетка, расположенная перед прыжковой поверхностью. Сетка выполнена из сегментов, соединенных в шестиугольник. Но при анализе эксперт нашел похожее устройство для прыжков, где сетка прикреплена вокруг рамы, отделяющей ее от внешнего пространства. Технический результат у двух этих батутов один: повысить безопасность использования. Значит, в дальнейшем такая заявка с первым экземпляром экспертизу не пройдет.
Но, если изобретатель подаст заявку на другой технический результат того же батута, то тогда он сможет получить одобрение Роспатента. Например, внедрить не сетку на шестиугольном батуте, а прописать параметры для повышения долговечности батута.
Избежать подобных ошибок компаниям могут помочь современные инструменты патентной аналитики. Как поясняет директор по развитию компании «Кубит Практик» Дмитрий Гузеев, если продукт уже готов, то перед подачей заявки на изобретение или полезную модель целесообразно провести исследования на патентную чистоту.
«Это позволит удостовериться, что нет нарушений прав третьих лиц. При выявлении каких-то совпадений, рисков, заявитель сможет скорректировать заявку для обеспечения безопасного патентного действия. Если аналитики обнаружат серьезные нарушения, то будет возможность изменить и сам продукт, а уже после этого подавать соответствующее заявление в Роспатент», - говорит эксперт.
Однако российские компании пока не в полной мере осознают важность и эффективность патентного поиска, уверен Дмитрий Гузеев. Он связывает сложившуюся ситуацию с нехваткой знаний, умений, определенных навыков и необходимостью приобретения и работы со специализированным программным обеспечением. По мнению части консалтеров, глубокий патентный поиск является дорогостоящим и затратным по времени инструментом.
«Увы, мы наблюдаем порочную практику: заявки формируются без должного патентного поиска, а потом при необходимости отзываются до публикации. По сути, вся ответственность и работа конслатера перекладывается на эксперта: он проводит поиск, выявляет аналоги, сопоставляет их, указывает на ошибки. А консалтер просто отзывает заявку, вносит все необходимые коррективы в соответствии с требованием ФИПСа и подает ее снова», - поясняет Дмитрий Гузеев.
Эксперт «Кубит Практик» уверен, что такая тактика кажется эффективной только при первом приближении, а на самом деле имеет существенные недостатки. Например, сильно увеличивает сроки патентования и не позволяет провести действительно глубокий и ориентированный на результат анализ.
«Грамотный экспертный патентный поиск дает возможность не просто проверить наличие совпадений, но и увидеть хорошие и плохие примеры составления формул изобретений, формулирования технического результата, что является краеугольным камнем в подготовке описания к патенту. Кроме того, можно выявить и проанализировать стратегии конкурентов в патентовании похожих изобретений, переложить полученные данные на условия и правила российского патентования. Если затем учесть весь массив обработанной информации, то можно составить действительно грамотную заявку, которая устоит при попытке оспаривания конкурентами», - заключил Дмитрий Гузеев.