Необходимость мониторинга правоприменения зафиксирована Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657. Мониторинг проводится ежегодно и затрагивает наиболее острые сферы законодательства.
Артем Мазеин, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РТУ МИРЭА, отмечает, что, как правило, на выбор сфер мониторинга влияют общественный интерес и необходимость оценки правоприменительной практики в отношении недавно принятых законов.
«Например, в 2025 году предметом мониторинга является реализация прав военнослужащих на жилищное обеспечение. А в 2024 году отдельное внимание уделялось вопросам осуществления государственного контроля в части проведения профилактических мероприятий, что было логично в условиях действия принятого в 2020 году Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», — отмечает Артем Мазеин.
Юрист по банкротству компании «Финансово-правовой Альянс» Александр Козлов уточняет, что мониторинг правоприменения служит инструментом для своевременной корректировки законодательства. И таких примеров достаточно.
Так, Артем Мазеин приводит пример этого года: был принят Федеральный закон № 200-ФЗ, закрепивший требование обмениваться сведениями о необходимости прохождения водителем внеочередного медицинского освидетельствования с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
«На необходимость принять соответствующую норму было указано в докладе о результатах мониторинга за 2021 год, поскольку было выявлено, что в условиях отсутствия такой системы водители, имеющие признаки заболеваний, являющихся противопоказаниями к управлению транспортными средствами, продолжают управлять ими до истечения 10-летнего срока действия водительских удостоверений», — поясняет он.
Майнинг и мошенничество
В 2026 году определены четыре приоритетные сферы для мониторинга правоприменения.
Такие ведомства, как МВД, Минюст, Минфин, Федеральная служба судебных приставов (ФССП), Росфинмониторинг и ФСБ, при участии Следственного комитета и Банка России, оценят применение законодательства в сфере противодействия мошенничеству с использованием банковских инструментов. С такой инициативой выступила Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Еще одна сфера, которой коснутся проверки, — майнинговая деятельность. Этой работой займутся МВД, Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития, Федеральная налоговая служба и Росфинмониторинг при участии Следственного комитета и Банка России.
Минюсту, Федеральной службе судебных приставов и Роскомнадзору по инициативе последнего предстоит оценить правоприменение в сфере ограничения доступа к распространяемой в интернете информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию.
Ещё один пункт плана — оценка правового регулирования организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Это зона ответственности Минприроды и Росприроднадзора. С инициативой о проведении мониторинга действующих норм выступила Генеральная прокуратура, а также Орловский областной Совет народных депутатов и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
«Мониторинг обеспечивает объективную оценку эффективности новелл, выявляет пробелы и противоречия в правовом регулировании, а также повышает качество правоприменения», — резюмировует Александр Козлов.
Поэтому профессиональное сообщество ожидает, что на основе выводов мониторинга будут приниматься решения о совершенствовании правового регулирования.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com