Остатки сладки: банкротам будут отдавать часть средств после продажи жилья на торгах

Должникам предлагают оставлять часть денег от продажи ипотечного жилья. О каких суммах идет речь? Сможет ли человек, признавший себя банкротом, купить после этого хоть какое-то жилье? Получит ли одобрение у банка, если потребуется ипотека? В ситуации «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.
Время прочтения: 7 минут

Единственное жилье

Госдума приняла в первом чтении законопроект, благодаря которому обанкротившийся гражданин сможет получить часть суммы с продажи единственного ипотечного жилья. Стоит отметить, что еще в 2024 году в силу вступил закон, запрещающий продавать с торгов недвижимость, если у владельца-банкрота нет иного жилья. Правда, с одним исключением — жилье не должно находиться в залоге у банка.

«Новый законопроект позволит сохранить за гражданином хотя бы часть денег от продажи жилья, если оно является единственным. Согласно документу, 5% после реализации недвижимости будут исключены из конкурсной массы. Эти средства должны пойти на обеспечение жилищных прав банкрота. К ним прибавятся деньги, оставшиеся после всех расчетов с кредиторами», — поясняет руководитель отдела ипотеки «НДВ Супермаркет Недвижимости» Лидия Мальцева.

Генеральный директор юридической компании «LEGAL RIGHT» Максим Юзифович обращает внимание на закон «Об ипотеке», согласно которому единственное жилье, приобретенное в кредит, может быть продано с публичных торгов только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязательств. Но лишиться квартиры можно и за другие «оплошности».

«Когда у гражданина отсутствует просроченная задолженность по договору ипотеки, при этом имеются неоплаченные долги перед иными незалоговыми кредиторами по другим кредитным (заемным) и иным обязательствам, эти незалоговые кредиторы вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании человека банкротом. И в ходе процедуры банкротства он лишится единственного жилья, обремененного ипотекой (залогом)», — поясняет эксперт.

На мировую

Руководитель компании «ПравБанкрот РФ» Александр Хромых приводит несколько критериев, которые позволят исключить единственное ипотечное жилье из конкурсной массы.

  1. Наличие постоянного дохода;
  2. Отсутствие просроченной задолженности по ипотечному кредиту;
  3. Наличие созаемщика с официальным доходом;
  4. Предоставление в суд третьего лица в качестве поручителя по кредитному договору;
  5. Письмо с мировым соглашением, отправленное представителю банка.

Банк либо соглашается на мировую, либо нет. В случае отказа со стороны кредитной организации необходимо предоставить в суд ходатайство о принудительном заключении мирового соглашения, а также исключении кредитора из реестра требований.

Руководитель отдела по сопровождению клиентов по кредитам и долгам «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар считает, что уже сейчас у должников имеется уникальная возможность списать все свои прочие долги и продолжить платить ипотеку, не теряя крыши над головой.

«Заключения подобных соглашений – уже не просто отдельные прецеденты, а волна, которая будет только набирать обороты», — подчеркивает эксперт.

С торгов

Если жилье все же продают с торгов, полученные средства суд распределяет следующим образом:

  • полное покрытие залогового кредита
  • 7% от реализации Арбитражному управляющему
  • остаток денежных средств  заемщику.

«Такая практика складывается уже более шести лет», — делится опытом Александр Хромых.

И как раз для таких прецедентов Госдума предложила вариант, при котором 5% стоимости жилья будут исключены из конкурсной массы.

«Может достаться и больше: например, если остались деньги после полного погашения требования залогового кредитора, а также положенного гашения кредиторов 1 и 2 очереди. Также сумма может быть уменьшена, если, например, денег неразумно много для покупки нового жилья. Но такие ситуации будут относиться скорее к «сверхбогатым» банкротам», — комментирует законопроект Евгения Боднар.

Хватит ли денег?

Эксперты расходятся во мнении относительно того, хватит ли отвоеванных 5% для покупки недвижимости. Руководитель «IDEA Estate» Максим Чурилов отмечает, что сейчас сумма первого взноса в России попадает в диапазон 20-30% от стоимости жилья.

«При этом на торгах недвижимость практически никогда не выставляется по рыночной стоимости, а зачастую с дисконтом от 20% и более», — отмечает он.

Далее, рассуждает эксперт, если у клиента первый взнос был 20% от рыночной стоимости недвижимости, а на торгах его квартиру реализуют со скидкой, то после продажи и погашения задолженности перед банком у клиента денег не останется.

Мысль продолжает адвокат «КККА» Евгения Яковлева.

«На практике средняя цена продажи квартиры с торгов в России составляет от 3 до 5 млн рублей. В такой ситуации 5 % — это 250 000 рублей. Этой суммы не хватит даже на первоначальный взнос, максимум — на аренду 1-комнатной квартиры на 6-10 месяцев», — говорит Яковлева.

Лидия Мальцева подчеркивает, что все зависит от цены продажи жилья в банкротстве, и ее соотношения с размером требования залогового кредитора.

«У кого-то будет продан огромный дом, по которому много лет платился кредит и остаток долга небольшой: тогда разница будет существенной. У кого-то – комната с крупной неустойкой за длительную просрочку. Тогда останутся гроши», — поясняет эксперт.

Заградительная ипотека

Еще один важный вопрос, который касается будущего законопроекта, – сможет ли банкрот даже при наличии первоначального взноса взять ипотеку?

«На текущий момент банки отказывают в выдаче займа гражданам, прошедшим процедуры банкротства. Получить ипотечный кредит в ближайшие 5 лет, если это не изменится, будет маловероятно», — говорит Евгения Яковлева.

С ней согласен Максим Чурилов. По его словам, ипотека после банкротства – практически нереальна.

«В подавляющем большинстве банков есть так называемый срок амнистии. И до этого момента банки автоматически будут отказывать таким клиентам в ипотеке, да и в получении других кредитных продуктов. И даже спустя 5 лет у клиента должна сформироваться хорошая кредитная история и зачастую требуется официальная работа, чтобы банки приняли положительное решение», — поясняет Чурилов.

Он уверен, что в России есть всего пара кредитных организаций, которые готовы кредитовать граждан спустя 1-3 года после завершения процедуры банкротства. Но ставки в этих банках выше среднерыночных, а претендовать на льготные программы кредитования и вовсе не стоит.

«Также могут быть требования о повышенном первоначальном взносе. К примеру, если по стандартным программам он начинается от 20%, то для потенциального заемщика, который не так давно прошел процедуру банкротства, банк может поднять планку до 30-40%», — резюмирует он.

 

 

Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Почему компании стали спасать, а не закрывать: каким был 2024 год для сферы банкротства

В 2024 году в рамках процедур банкротства было погашено 252,1 млрд рублей долгов — на 26,5% больше, чем годом ранее. Однако, как отмечают в ФНС, за последние три года акценты сместились: вместо ликвидации бизнеса всё чаще выбирают реструктуризацию долгов. С 2020 по 2023 год число процедур банкротства сократилось на 25%, а количество компаний, получивших господдержку, выросло в 3,7 раза. О ключевых тенденциях в сфере корпоративных банкротств — в материале «Сферы».

Авторский взгляд

Прозрачность и предсказуемость: процедура завершения банкротства получит точные сроки

Правительство одобрило законопроект Минэкономразвития о сроках завершения процедуры банкротства, что является значимым шагом в развитии законодательной базы в России. Этот документ затрагивает различные аспекты процесса банкротства и имеет потенциальное влияние на широкий круг участников. Об основных идеях нововведения рассказывает адвокат, арбитражный управляющий, медиатор Юлия Иванова в авторской колонке для «Сферы».

Статья

Банкротам сохранят 5% от продажи единственного жилья: новые меры защиты должников

В России планируют внедрить механизм, который позволит банкротам сохранить часть средств после продажи их единственного жилья, приобретенного в ипотеку. Соответствующие поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)» уже приняты Госдумой в первом чтении. Почему в данном случае не действует правило запрета на реализацию единственного жилья должника и какую сумму банкрот сможет получить после продажи недвижимости, рассказываем в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать