Роль юриста
Сегодня юрист — это не только сотрудник, который поддерживает бизнес с правовой точки зрения, он также косвенно участвует в прибыли компании через снижение расходов. По мнению директора по юридической поддержке КГ «СИБУР» Алексея Никифорова, за последние 15 лет роль этой специальности в бизнес-среде выросла.
«Роль юристов существенным образом эволюционировала из-за большого количества законов, регуляторных ограничений и правоприменительных актов. В связи с этим такой специалист становится саппортом, участником управленческой команды. Поэтому для меня его роль заключается в том, чтобы он видел правовую сторону бизнеса и вносил вклад в оптимизацию расходов компании, увеличение прибыли и строительство новых мощностей», – говорит специалист.
Что думают эксперты о будущем юридической профессии? Смотрите открытый диалог Алексея Никифорова, Александра Смирнова и Павла Громова.
Директор юридического департамента Auchan Retail Russia Павел Громов, считает, что роль юриста в бизнесе зависит от внешних и внутренних обстоятельств. «С одной стороны, у юриста функции, оказывающие поддержку, с другой – тот масштаб рисков, с которым приходится сталкиваться, ставит его на особое место. Обычно роль специалиста юридической сферы возрастает, когда наступают плохие времена или когда компания находится в периоде активного развития, в том числе, связанного с ситуацией зарегулированности. Думаю, что роль юриста определяется внешней и внутренней средой: когда-то она становится больше, когда-то меньше», – объясняет Павел Громов.
Структура юридической службы
Эксперты советуют формировать структуру юридического департамента через бизнес-процессы, за каждый из которых отвечает профильный отдел. Например, по такому принципу строится работа компании «Росатом».
«Во многих организациях бизнес-задачи автоматизированы: в компьютерной программе исполнителю «падает» поручение, и он его выполняет. В этом случае очень логично формировать структуру юридического департамента именно через бизнес-процессы. У нас реализован такой подход: базовая структура состоит из отделов, непосредственно отвечающих за отдельные направления, в них работают люди, которым передаются соответствующие задачи», – рассказывает директор по правовой и корпоративной работе и имущественному комплексу в государственной корпорации «Росатом» Андрей Попов.
В госкорпорации придерживаются принципа «одного окна», если это не касается глобальный задач. Когда же речь идет о нестандартных сложных вопросах, то применяется проектный подход. «Принцип «одного окна» подразумевает, что заявка поступила в правовой департамент, и именно он несет ответственность за результат. Как все устроено в подразделении для достижения целей – это вопрос организации внутренней работы. Если же говорить о небанальных задачах, которые не вписываются в существующие процессы, то для этого необходим проектный подход: формируется команда во главе с лидером, и управляющий совет рабочей группы принимает ключевые задачи», – объясняет юрист.
Однако не все придерживаются принципа «одного окна». Так, по словам вице-президента, начальника юридического департамента АО «Газпромбанк» Татьяны Кузьминой, в этой системе есть свои недочеты: например, заявка может потеряться. По этой причине заказчик должен «знать в лицо» того юриста, на которого возложена поставленная задача.
«Бизнес хочет, чтобы все было быстро, качественно и напрямую. Это вопрос доступности юристов. На внутреннем сайте банка публикуется структура юридического департамента, его функционал, и к каждому подразделению привязан альбом компетенций, в нем говорится по каким вопросам и к кому обращаться. Как управлять таким процессом – отдельный вопрос. Для этого внедряется автоматизированный реестр задач, к нему есть доступ у каждого руководителя. Так мы видим, сколько кому задач поступило, сколько времени на это затрачено», – рассказывает Татьяна Кузьмина.
Система поощрений
Чтобы заинтересовать сотрудников в работе и дальнейшем профессиональном развитии, их необходимо поощрять, уверены эксперты. Если говорить о финансовой стороне этого вопроса, то единого подхода к учету показателей эффективности юриста (KPI) нет, поскольку его работу нельзя оценить по какой-то стандартной шкале.
«Мы исходим из того, что у юриста все-таки поддерживающая функция, это сервис для бизнеса. Поэтому один из KPI, который мы ставим, – это удовлетворенность правовой поддержкой. Выясняется это опросным путем. Мы исходим также из того, что у специалиста те же самые цели, что и у корпорации. Для этого у него должна быть единая мотивация с другими сотрудниками. Мы называем это «лодочный коэффициент», – рассказывает Андрей Попов.
Больше об управлении юридической службой – в открытой дискуссии Андрея Попова, Татьяны Кузьминой и Александра Смирнова
В «Газпромбанке» ситуация иная, здесь решение о денежном премировании сотрудника принимает руководство. «Есть задача поощрять тех, кто максимально проявил качества, которые мы приветствуем у юристов. Первое – это высокий профессионализм, когда специалист отталкивается от права, а не от того, что он всю жизнь так делал и собирается продолжать в том же духе. Мы также учитываем интерес к праву, к развитию, активность, ориентированность на результат, а также креативность с точки зрения творчества, предложения идей и командную проектную работу», – рассказывает Татьяна Кузьмина.
Специалисты отмечают, что компании могут ввести и нематериальное поощрение сотрудников. К этой категории относятся тимбилдинги, дополнительное образование или интересные проекты, в которых сотрудник может получить опыт по смежным специальностям и проявить лидерские качества.
Управление ожиданиями
Хороший специалист в любой сфере должен уметь выстроить диалог с клиентом. В юриспруденции тот же принцип, однако задача усложняется множеством ограничений в правовом поле, о которых заказчик может не знать. Поэтому эксперты советуют разъяснить все нюансы на «берегу».
«Важно формировать четкую картину ожидания заказчика и объяснить, что мы живем в правовой реальности, у которой есть ограничения и где не все возможно. Тогда люди не будут жить «в розовых очках», думая, что все возможно, а юрист спасет от всех рисков. Формировать ожидания по любой конкретной задаче необходимо на ранней стадии», – объясняет Алексей Никифоров.
Для бесперебойной работы необходимо наладить связь со всеми отделами компании – это серьезно упростит процесс и сократит сроки. «Есть продвинутые подразделения, где управлять ожиданиями легко, есть те, где приходится брать управленческие или сервисные функции на себя, так как отдел, в силу своей специфики, не способен сделать это четко. Ты понимаешь, что те вещи, которые тебе кажутся очевидными с точки зрения клиентоориентированности, не всеми департаментами или службами внутри твоей большой корпорации поддерживается», – говорит Александр Смирнов.
Тренд на универсальность
Каким должен быть юрист: универсалом или же узкопрофильным специалистом? По словам Павла Громова, все зависит от обстоятельств. Масштаб организации может быть пропорционален объему компетенций юриста.
«Если это маленькая компания, в которой работает один юрист, понятно, что он занимается всем, он мастер на все руки. Но по мере роста организации сокращается количество универсалов и растет число узкоспециализированных специалистов», – считает Павел Громов.
Алексей Никифоров наблюдает тенденцию на универсальность не только в маленьких, но и в больших организациях. Изменения касаются как рядовых специалистов, так и руководителей.
«Когда мы говорим о юристах-экспертах, для них важно приобрести дополнительную квалификацию в какой-то из отраслей права. Сегодня он занимается договорами, завтра изучил законодательство об энергетике, послезавтра – по промышленной безопасности. Он сам по себе становится более универсальным юристом. Если мы говорим про позицию руководителя юридической функции, для него универсальность заключается в возможности синтезировать юридическую и бизнес-информацию для выработки решений, для коммуникации с руководителями его же уровня. В целом, универсализация – это важный тренд для того, чтобы юристы были более полезны. Даже в большой компании мы не может позволить себе специалиста, который на все 100% занимается только одной отраслью права и больше ничем», – рассказывает эксперт.
По прогнозам экспертов, тренд на универсальность будет развиваться в ближайшие 5-10 лет. Чем больше у специалиста квалификации в разных областях права, тем более востребованным он станет.
Лучше понять принципы организации работы юротдела и увидеть процесс «изнутри» помогут лекции проекта «Академия. СИБУР»: он охватывает восемь направлений работы и все секреты «кухни» инхаус-службы группы компаний «СИБУР».