По своей природе режим чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения направлены на восстановление привычной жизнедеятельности населения путем применения мер и временных ограничений в отношении производственной и хозяйственной деятельности, а также частной жизни (в том числе мер властного принуждения). Несмотря на позитивный характер с точки зрения минимизации ущерба и негативного воздействия и поддержания населения путем применения таких мер, «ложка дегтя», и даже не одна, все-таки имеется.
В законе напрямую поименованы общие меры, которые государство вправе применять в рамках введения режима ЧС. К таким мерам относятся:
- ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
- определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения и иного имущества органов государственной и муниципальной власти;
- приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизни работников такой организации и иных граждан, находящихся на территории такой организации.
Что же касается частных ситуаций?
Во-первых, данные меры в определенной степени накладывают ответственность непосредственно на собственников бизнеса и, среди прочего, обязывают их при введении чрезвычайного положения предоставлять работникам и иным гражданам, находящимся на их территории, средства индивидуальной и коллективной защиты. Помимо этого, организации обязаны проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования компании и обеспечению жизнедеятельности сотрудников (в частности, обеспечить наличие и готовность сил и средств для ликвидации ЧС, защиту людей от поражения, подготовку руководящего состава к работе в условиях ЧС, обучение персонала по соблюдению мер безопасности и порядку действий в период ЧС), а также финансировать мероприятия по защите работников. При несоблюдении указанных обязанностей руководитель организации будет нести ответственность, в то время как их исполнение повлечет дополнительные расходы, которые растут в прогрессии при увеличении численности сотрудников.
Даже в случае исполнения организацией своих обязанностей как работодателя, при чрезвычайных обстоятельствах работник остается незащищенным. Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено, что работник может быть привлечен к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни или переведен на другую работу без его согласия (допускается только на срок до 1 месяца) в тех случаях, когда это требуется в случае бедствия или угрозы такого бедствия, к которым в том числе относятся и эпидемии. Если в организации введен простой, то в условиях чрезвычайных обстоятельств работнику будет снижен доход – время простоя по причинам, не зависящим от работодателя, оплачивается из расчета оклада или тарифной ставки, но не заработной платы, которая может состоять из оклада и премий. Сотрудник и вовсе может остаться без работы, поскольку трудовой договор может быть прекращен по причине наступления чрезвычайных обстоятельств.
Учитывая, что деятельность организаций в период режима ЧС и ЧП может быть приостановлена, вполне закономерно последует решение работодателей о массовом расторжении трудовых договоров с целью сократить расходы на заработную плату. При наступлении чрезвычайных обстоятельств может быть расторгнут и служебный контракт с лицами, которые находятся на гражданской службе. Все это может привести к колоссальному росту безработицы, при этом у граждан будут отсутствовать основания для восстановления своих трудовых прав.
Во-вторых, введение режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения может повлечь за собой и ограничительные меры в отношении имущественных прав граждан.
Например, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено изъятие участка в интересах общества в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция участка может быть как «окончательная», когда в дальнейшем участок невозможно возвратить владельцу в собственность (собственнику будет выплачена рыночная стоимость участка), так и временная, когда владельцу возмещаются убытки, причиненные за время ограничения прав пользования таким участком. Как бы ни было, пусть и с возмещением стоимости или причиненных убытков, что нередко можно получить только по окончании судебного разбирательства, ограничение имущественных прав является несомненным негативным обстоятельством.
В условиях обычной жизни жилище и земельный участок, на котором проживает гражданин, являются неприкосновенными, и проникновение в него без согласия собственников влечет за собой уголовную ответственность. Однако, в период действия чрезвычайных обстоятельств отсутствие согласия собственников не принимается во внимание, если такое проникновение совершается в целях спасения жизни граждан.
В-третьих, могут быть ограничены и личные права иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. В случае, если в отношении иностранного гражданина начата процедура реадмиссии, она будет приостановлена, поскольку все силы «брошены» на минимизацию ущерба чрезвычайных обстоятельств.
В условиях чрезвычайного положения вводимые временные ограничения могут быть еще жестче. Так, для бизнеса устанавливаются ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе на перемещение товаров, услуг и финансовых средств. В части товаров может быть установлен особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и товаров первой необходимости, что называется «один товар в одни руки»: для того, чтобы одна часть населения не испытывала дефицит, в то время как другая не приобретала товары в избытке.
Ужесточение мер касается и личных прав граждан. Законом предусмотрено выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения, за пределы территории, на которой введен режим. При этом выдворение осуществляется за счет нарушителя либо за счет средств федерального бюджета, но впоследствии расходы на выдворение возмещаются в судебном порядке.
При чрезвычайном положении в случае, если существует угроза уничтожения, похищения или повреждения, в безопасный район могут быть эвакуированы материальные и культурные ценности: как, например, библиотечный фонд, культурные ценности мирового значения, научное и производственное оборудование и документация. Эвакуации подлежат даже сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур и семян.
Подводя итог сказанному, мы можем видеть, что не каждая ситуация может быть однозначно «белой» или однозначно «черной». Как мне кажется, часть общественности, которая ратует за признание складывающихся обстоятельств чрезвычайными, не всегда достаточно обдуманно соотносит свои желания и представления с реально существующей законодательной регламентацией указанных в статье режимов и возможностями государства по ограничению в таких обстоятельствах их прав и свобод.
Текст отражает исключительно персональную позицию и мнение автора
Источник изображения: freepik