Что такое Болонская система?
Глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказал, что будущее образования в России за «нашей уникальной системой». В основу обновленного подхода будут заложены интересы национальной экономики, а также максимальное пространство возможностей для студентов. Для этого необходимо отказаться от Болонской системы образования, объединяющей 48 государств.
К ней Россия присоединилась в 2003 году. В университетах страны начала формироваться двухуровневая система образования — бакалавриат и магистратура. Студенты могли стать бакалаврами по одной специальности, а магистратуру окончить по другой, то есть изучить разные области и выбрать профессию на стыке полученных за шесть лет знаний. Кроме того, все 48 государств, участвующих в системе, признают дипломы выпускников друг друга, а также обеспечивают академический обмен между преподавателями и студентами.
Последствия будут?
Еще 11 апреля Болонская группа объявила, что прекращает представительство России и Беларуси во всех связанных структурах.
«С учетом того, что наши руководители образовательных организаций подписались под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента в связи со специальной операцией, то фактически все образовательные организации страны исключены тем самым из Болонского процесса», — заявил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев.
По словам адвоката Анны Салютиной, до конца внедрить Болонскую систему в России так и не получилось. Например, врачам и военным, требовалось углубленное изучение широкого спектра предметов. Для этих профессий был оставлен специалитет. В Европе такие дипломы приравнены к бакалавриату, поэтому выпускникам магистратуры нередко приходилось снова доучиваться в той стране, куда они подавали документы для работы.
«Российские студенты, обучающиеся в рамках программы Erasmus, вернулись домой. За этим решением последует и принижение уровня российских дипломов, и снижение интереса иностранных студентов, и разрыв контактов с научным сообществом, и в целом разрушение репутации российского образования», — уверена Анна Салютина.
Другие эксперты менее критичны и считают, что система высшего образования в России с 2003 по 2022 года скорее напоминала своеобразного Франкенштейна, в котором причудливым образом отдельные части советской системы высшего образования сосуществовали с элементами Болонской системы.
«Практически не выполнялось одно из главных требований Болонского процесса – академическая мобильность учеников и преподавателей. Если в Болонской системе подразумевалось, что последний год магистратуры студенты учатся в зарубежных университетах, то в России это правило почти не реализовывалось. В сравнении с европейскими вузами в российских всегда был низким уровень совместных программ обучения и научных исследований», — подчеркивает проректор Университета государственного и муниципального управления (УГМУ, г. Москва) Александр Белобородов.
Тем не менее с 2022 года даже те немногочисленные существовавшие программы совместных научных исследований европейских и российских университетов будут заморожены, зарубежные преподаватели больше не смогут работать в наших вузах, прекратятся совместные образовательные программы.
Конечно, это скажется на исследовательской деятельности российских вузов и на тех показателях, которые влияют на их мировые рейтинги, отмечают эксперты. «Возможностями в рамках обучения по программам двойных дипломов и академических обменов в России пользовалось относительно небольшое число студентов и преподавателей, в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников. Эти люди, несомненно, ощутят на себе последствия отказа от участия в Болонском процессе. На подавляющее большинство студентов и преподавателей выход России из Болонской системы не окажет заметного влияния», — уверена директор и учредитель ЧОУ ПО «Санкт-Петербургский технологический колледж» Ольга Воронцова.
Какой будет трансформация образования по новым принципам? После отказа от Болонской системы было бы разумным сохранить ее преимущества, скорректировав с учетом исторических форм российского образования и современных требований государства и общества, уверена проректор НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений» Наталия Матющенко. По ее словам, необходимо убрать исключительно иностранные ориентиры развития образования и вернуть традиционные ценности классического, фундаментального отечественного подхода. Полностью отказываться от уже сложившихся преимуществ профобразования не имеет смысла.
«Сейчас это никому не нужно: преподаватели научились работать по-новому, абитуриентам облегчено поступление в вузы разных регионов благодаря единой объективной оценке их знаний, практическому обучению выделяется достаточно времени и внимания, выпускники рады поскорее начать карьеру, работодатели принимают участие в формировании требований к профессиональным компетенциям студентов, вся система трудоустройства перестроилась под актуальные запросы, профильные институты власти сформированы», — поясняет Матющенко.
«Болонская система была нужна для интеграции в мировую систему образования и стандартизации образования, которого так и не произошло. Российские дипломы так и не получили полного признания. А эффективность Болонской системы в плане повышение качества образования, многие эксперты считают низкой. Полагаю вузы должны самостоятельно определиться с выбором модели образования. В любом случае оно должно ориентироваться на запросы и российской экономики и потребности рынка труда», — добавляет декан юридического факультета Финансового университета Гульнара Ручкина.
Есть ли плюсы?
Эксперты сходятся во мнении, что Болонская система предполагает сокращение объема специальных занятий. То есть одним из главных плюсов отказа от нее станет усиление подготовки специалистов.
Также среди плюсов — возможность понятно сформулировать требования к профессии и оценить подготовленность выпускника. Кроме того, создается благоприятная атмосфера для работы внутри страны, уверен доктор экономических наук, профессор Марсель Имамов.
«То есть квалифицированные кадры остаются на местах и в целом улучшают науку и экономику. Но отмена европейской системы кардинальным образом не изменит текущую систему высшего образования, так как программа вузовского образования в РФ разрабатывается на основе государственных образовательных стандартов независимо от Болонской системы», — отмечает Имамов.
По словам профессора, несмотря на то, что европейские университеты отказываются от работы с российскими, остается возможность плодотворного сотрудничества с азиатскими учебными заведениями. Тем более уже есть положительная практика работы с вузами Китая, Индонезии, Таиланда и других стран азиатского региона.
Какими станут новые подходы к образованию? Кардинальные решения принимались быстро и дискуссий, заслуживающих внимания о выходе из Болонской системы, до изменения геополитической обстановки в мире не велось. Напротив, почти 20 лет Россия интегрировалась в европейский образовательный процесс.
«Присоединение к Болонскому процессу открывало доступ к множеству проектов, финансируемых Европейской комиссией, позволяло реализовывать программы двойных дипломов — до интеграции России в Болонский процесс все эти преимущества были нам недоступны из-за различных систем оценки учебных степеней», — подчеркивает директор и учредитель ЧОУ ПО «Санкт-Петербургский технологический колледж» Ольга Воронцова.
Двадцатилетняя трансформация проходила непросто, очевидно, что не менее сложным будет и дальнейший путь, но только уже в развитии собственной модели высшего образования.
Источник изображения: pixabay.com