Неэкономный класс: что происходит с ценой на авиабилеты

Депутаты Госдумы обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить обоснованность роста стоимости билетов на самолеты. По мнению парламентариев, из-за этого авиасообщение становится все менее доступным для граждан. «Сфера» попыталась разобраться в причинах удорожания.
Время прочтения: 5 минут

Народные избранники в заявлении приводят данные Росстата. Так, средняя цена на перелет эконом-классом в России в расчете на тысячу километров пути по итогам первого квартала 2024 года составила 7015 рублей. Это на 25% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Рост наблюдался уже в январе — 33,9% в годовом выражении, в феврале он ускорился — цены поднялись на 42%, до отметки в 7244 рублей. Это самый резкий скачок с 2008 года.

Вместе с тем по данным Минтранса, количество пассажиров авиатранспорта растет.

«Наши авиакомпании в 2023 году перевезли 105,45 млн пассажиров, это выше плана почти на 2,5 млн человек. Пассажиропоток увеличился на 10,7%. На внутренних линиях перевезено 83 млн человек – в 6 раз больше, чем в 2000 году», - рассказал министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев.

Он добавил, за последние 20 лет доля регулярных рейсов между городами России без пересадки в Москве увеличилась с 20 до 52,7 %.

Дело в цене

ФАС уже несколько раз проверяла обоснованность стоимости билетов. Например, в минувшем марте ведомство завело уголовное дело в отношении авиакомпании S7.

«Перевозчик не исполнил предупреждение ведомства, а также пытался оспорить его законность. Однако суд поддержал позицию Антимонопольной службы», — говорится в Telegram-канале ведомства.

По мнению ФАС, компания реализовывала билеты в рамках одного тарифного плана по разным ценам. И должна была разработать и направить на согласование в службу ценовую политику, а также представить доказательства обоснованности установления разной стоимости. Но этого авиакомпания не сделала. Теперь S7 грозит штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Несколькими годами ранее четыре авиакомпании - «ЮТэйр», «НордСтар», «Победа», «Россия» - были оштрафованы ФАС. Как заключили антимонопольщики, указанные перевозчики устанавливали и применяли необоснованные тарифы для пассажиров экономического класса на регулярные рейсы по маршруту «Махачкала – Москва – Махачкала». 

Завышение цен привело к «ущемлению интересов неопределенного круга потребителей».

На госфинансировании

Нужно отметить, что политика ряда перевозчиков идет вразрез с теми задачами, которые поставил Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля 2024 года. Тогда глава государства обратил внимание на важность доступности авиаперелетов и заявил о необходимости повышения авиационной мобильности граждан.

«К 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в 1,5 раза к уровню прошлого года. Для этого планируем ускорить и развитие внутри- и межрегионального воздушного сообщения», - сказал президент России.

Напомним, что авиакомпании уже не первый год получают субсидии от государства. В стране действует региональная программа субсидирования по 270 маршрутам внутри страны, социальные тарифы для льготных категорий пассажиров и программа субсидирования — поддержка единой дальневосточной авиакомпании. Благодаря этому пассажир может купить билет по приемлемой цене.

—Государство выделяет деньги авиакомпаниям, а они, в свою очередь, могут компенсировать затраты и снижать цены. Кроме того, группа «Аэрофлот» продолжает продажу билетов по плоским тарифам из Москвы в города Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Магадан), Калининград и обратно. Специальные фиксированные цены действуют на перелеты экономическим классом, это всегда одинаковый тариф для всех пассажиров, — пояснили в Минтрансе «Известиям».

Но эксперты говорят, что не все так просто - ценообразование в авиации сложное.

«На стоимость перелета по каждому конкретному направлению влияет множество факторов — от изменений в расписании перевозчиков до каких-то локальных событий, которые могли спровоцировать повышенный спрос в моменте. То есть общий рост цен не означает, что в продаже сейчас нельзя найти билет по прошлогодним ценам или даже немного дешевле», - рассказали в пресс-службе «Яндекс Путешествий» РБК.

А станет ли дешевле?

Причин роста стоимости билетов несколько, говорят эксперты. Первая и основная – уменьшение количества международных рейсов, которые приносили основную часть прибыли авиакомпаниям. Если раньше перевозчики могли компенсировать цену на внутренние рейсы за счет большого количества международных перелетов, то сейчас такой возможности нет.

Кроме того, стоимость запчастей, необходимых для планомерного обслуживания бортов, продолжает расти. Как и цены на топливо для самолетов.

Выход из ситуации с подорожанием билетов предложил глава Минэкономразвития Максим Решетников.

«Говорить о том, что у нас 84% загрузки, места есть — 15% — и пусть люди летают, — это немножко лукавство, потому что при динамической модели ценообразования это будут «золотые» билеты, которые люди просто себе позволить не смогут. При этом мы все прекрасно знаем рентабельность рейсов — если заполняемость в районе 60–70%, значит, рейс окупается».

Глава Минэкономразвития добавил, что авиакомпании «за деньгами на выкуп, субсидиями и дотированием приходят в бюджет».

«Тут уж извините, колхоз будет дело добровольное. Понятно желание заработать прибыль, мы всячески это приветствуем, но она должна зарабатываться за счет массовой доступной услуги, а не за счет допродажи 5% кресел на борту за космические деньги", - подытожил Решетников.

Рекомендуем

Статья

«Вторая рука»: денежные переводы россиян возьмут под контроль

Законопроект, который обяжет россиян назначать себе финансовых контролеров за всеми денежными переводами, прошел первое чтение в Госдуме этой весной. На что направлены нововведения и насколько они эффективны, разбирались эксперты «Сферы».

Статья

Патент на IT-разработки и кредитные каникулы для бизнеса: главные новости уходящей недели

В Государственной думе начались обсуждения реформы налоговой системы. За неиспользованные земельные участки начнут штрафовать, а адвокатам хотят передать право представлять суд. Эти и другие новости — в традиционном дайджесте «Сферы».

Статья

Машина раздора: зачем нужно согласие супруга на продажу автомобиля

Продажа по взаимному согласию. В Госдуме обсуждают поправки в статью 35 Семейного кодекса РФ, которые могут приравнять продажу автомобиля к сделкам с недвижимостью. Как соблюсти баланс интересов и не создать на ровном месте серьезную юридическую проблему — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать