Перспективная индустрия
По оценкам специалистов, в 2019 году объем рынка киберспорта превысил 1 млрд долларов США. Быстрее всего правовое регулирование в этой сфере развивается в Азии, европейское право чуть «запаздывает», в то время как в России предпринимаются первые уверенные шаги в этом направлении на фоне побед российских игроков в мировых чемпионатах (в октябре прошлого года наша команда выиграла соревнования по игре в Dota 2).
К.ю.н., директор по правовым вопросам Innova Инна Паламарчук назвала семь групп, отношения между которыми нужно регулировать в указанной области . Это разработчики, профессиональные геймеры и спортивные команды, лиги, спонсоры, рекламодатели и аудитория. «Киберспортивная индустрия — это не только игроки, и при поиске решения какой-либо проблемы регулирования нужно иметь это в виду», — указывает она.
Спонсорство в киберспорте
По словам к.ю.н., руководителя направления правовой поддержки игрового и киберспортивного бизнеса VK Ксении Бычковой, необходимость правового регулирования определяет гигантский финансовый поток. Деньги в эту сферу вливают как самими игроки, так и спонсоры. «В киберспорте основным источником дохода остаются спонсорские контракты. При этом правообладатель игры может устанавливать собственные правила для организаторов турниров в отношении прав спортсменов», — подчеркивает эксперт. Образовывается цепочка правовых отношений от правообладателя к турнирному оператору, далее к спонсорам и спортсменам.
Так в 2019 году на турнире по игре «Counter-Strike: Global Offensive» спортсменам во время соревнований пришлось заклеить все логотипы своего спонсора (букмекерской конторы) на одежде. Реклама была запрещена турнирным оператором в соглашении, заключенном с каждым участником, в котором оговаривались отдельные категории спонсоров, чьи логотипы не могли быть представлены.
Команда может избежать претензий со стороны спонсора, если в договоре с ним пропишет действие участников в случае такого запрета. Например, можно договориться об уменьшении вознаграждения, дополнительных рекламных акциях и т.д. «Решение подобных ситуаций лучше продумать на этапе переговоров», — указывает эксперт.
Спонсорам необходимо предусмотреть такую ситуацию как проигрыш: из-за этого рейтинги команды падают, а размер аудитории уменьшается. «Условия спонсорства могут зависеть от выполнения факторов, указанных в контракте: сохранение рейтинга команды на необходимом уровне, конкретный состав или наличие игроков с определенным рейтингом», — приводит пример Ксения Бычкова. Также инвестор может обязать игроков к этичности высказываний где-либо, если не хочет ассоциировать себя со скандальным поведением.
Гражданское или спортивное право?
Традиционно спортивное право регулирует правовые отношения между участниками тех или иных соревнований. Этим занимаются крупные федерации, например, УЕФА и ФИФА в футболе, устанавливая официальные статусы спортсменов и турниров, определяя требования по заключению договоров, выдаче виз, трансферу и др.
В киберспорте пока нет такого развитого правового законодательства, отмечает начальник отдела сопровождения нового бизнеса и технологий ПАО «МТС» Виктор Касаткин. На сегодняшний день контракт с профессиональным игроком представляет собой гражданский договор о найме, который включает ряд специфических пунктов. «В контексте обычного гражданского права на киберспорт нужно смотреть предельно просто, как на обычные коммерческие отношения», — считает эксперт.
Действие контракта попадает под раздел ТК РФ о трудовых отношениях со спортсменами, где речь идет о взаимодействии игроков с профессиональными клубами. Эти клубы не только помогают участникам с организацией, но и контролируют спортсменов, например, обязывают соблюдать спортивный режим и антидопинговые правила, а также использовать экипировку.
Кроме того, договор может ограничить права второй стороны в части его расторжения. «Оговаривается срок, в который спортсмен должен отправить уведомление о расторжении договора. Также можно прописать условия для выплаты денежного вознаграждения при переходе спортсмена в другой спортивный клуб», — подчеркивает эксперт.
Правовой режим киберстрима
Помимо прочего, в подобного рода контрактах прописывают финансовые права клуба и спортсмена в фансервисе и стримингах. Правовую базу последних прокомментировал управляющий партнер Semenov&Pevzner Роман Лукьянов.
На стриминг соревнований по киберспорту распространяются законы, регулирующие все формы вещания. Пока отсутствует часть официальных определений, но существующие термины намечают вектор для адвокатов в случае, если возникнет конфликт. Например, сама игра выступает «спортивным инвентарем» с точки зрения законодательства. У киберстрима есть «инициатор» (частное лицо или профессиональная организация), «форма выражения» (прямая трансляций или запись), «субъекты» и «творческий элемент».
В целом есть два подхода к классификации стримов: как результат использования интеллектуальной деятельности и как объект. «Это дает больше вариативности в контексте гражданского законодательства», — дает свою оценку эксперт.
Регулирование прав киберстрима опирается на:
- Законодательство: 4 ч. ГК РФ, главы 69-71;
- EULA — альтернативные нормы, регулирующие отношения между разработчиками игры, организаторами турнира, игроками и киберспортсменами;
- Terms of use платформы — правовое регулирование платформ.
Более подробно о содержании договоров с киберспортсменами и других аспектах правого регулирования — в круглом столе «Профессиональный киберспорт – легальные правила игры».
Источник изображения:pixabay.com