По закону
Работу действующих судей и судей в отставке регулирует закон «О статусе судей в Российской Федерации». Служители Фемиды не могут быть предпринимателями, но они вправе работать педагогами, учеными или быть занятыми в иной другой творческой профессии.
Впрочем, к творческой можно относить лишь ту деятельность, которая не приносит систематическую прибыль. Иначе речь идет уже о предпринимательстве. А оно запрещено для всех судей, в том числе и в отставке.
Профессия фотографа хоть и является творческой, но все же имеет «нотку» предпринимательства, поэтому такую деятельность и внесли в список «нерекомендованных».
Как отметила адвокат, руководитель направления Корпоративные споры АБ города Москвы «ЛКП Литигейшнс» Инна Иваникова, такие ограничения должны прописываться в специальных законах с четкими правилами и возможными последствиями за нарушение этих правил, но не как не в заключениях Комиссии Совета судей РФ по этике.
«С одной стороны, судью-фотографа или судью-дизайнера необходимо лишить статуса за нарушение запрета, установленного в ч. 3 ст. 3 закона «О статусе судей в Российской Федерации», с другой стороны, расширительное толкование положений этого же закона недопустимо», — добавляет спикер.
Судьям действующим или в отставке можно заниматься, например, преподавательской деятельностью, публиковать научные статьи, а также вести различные каналы в социальных сетях, но с целью просвещения граждан в праве и законодательстве в целом.
По словам старшего юриста практики разрешения семейных споров Бюро адвокатов «Де-юре» Марины Николаенко, ранее существовали другие рекомендации, которые ограничивали судей в праве сдавать в аренду свое жилье, в работе экскурсоводом или священником.
«Заключения Комиссии Совета судей РФ по этике носят рекомендательный характер и судье, пребывающему в отставке, при принятии решения о занятии определенными видами деятельности следует это учитывать и самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи», — подчеркивает эксперт.
Если же служитель Фемиды все же займется предпринимательством, то последствия будут суровы. Он может лишиться своего статуса, его отставка будет прекращена. А это уже можно рассматривать как меру юридической ответственности.
Меры поддержки
За рядом запретов стоят и меры поддержки. Так, согласно ст.15 и 19 закона «О статусе судей в РФ»:
- действующие судьи получают ежеквартальное денежное вознаграждение;
- им предоставляется медстраховка, которая распространяется на всех членов семьи (эти права сохраняются за судьей и после ухода его в отставку);
- судьям оплачивают проезд до места отдыха, а также не засчитывают в отпуск те дни, которые он потратил на дорогу до места отдыха;
- судье, уходящему в отставку, выплачивается выходное пособие из расчета количества проработанных лет;
- судье в отставке государство компенсирует приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта а также выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере до 85% от ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.
Важным фактом является то, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, их неприкосновенность действует и в период осуществления своих полномочий, замечает к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор ООО «Мариокс центр» Оксана Васильева.
Telegram и Яндекс
В противовес запретам выступает появившаяся в начале года новость о том, что российским судьям разрешили вести Telegram-каналы и блоги в «Яндекс» о праве и юриспруденции.
Речь идет о том, что действующие судьи и судьи в отставке могут делиться с гражданами научно-практическими публикациями по правовым вопросам, осуществляя просветительскую деятельность.
Публикации в сети по сути ничем не отличается от размещения текстов в научно-практических журналах. Более того, через соцсети информация распространяется быстрее, а также можно получить живую обратную связь от читателей.
«Такая деятельность не запрещена и не противоречит кодексу судейской этики, и даже, напротив, её можно отнести к одной из форм участия судьи в деятельности, связанной с развитием права и законодательства», — резюмирует юрист, автор канала «Заметки провинциального юриста» Андрей Милованов.
Эксперты, опрошенный «Сферой», едины во мнении: чем тщательнее и прозрачнее будут проработаны меры поддержки и ограничений для экс-судей на уровне закона, тем лучше для репутации всего российского судебного института. В этой сфере профессиональная этика и честность имеют особое значение.