На связи: как видеочаты изменят работу адвокатов с подзащитными в СИЗО

В России в места содержания под стражей планируют внедрить практику, при которой у адвоката будет возможность связываться со своим подзащитным по видеосвязи. Речь идет исключительно о следственных изоляторах (СИЗО). Подробнее о нововведении — в материале «Сферы».
Время прочтения: 7 минут

Минюст планирует дать возможность адвокатам связываться по видео с заключенными. Такая новость прозвучала в ходе заседания коллегии Федеральной службы исполнения наказаний России. Защитник сможет выходить на связь и общаться со своим клиентом удаленно. Но речь только о следственном изоляторе.

 «В ближайшее время будет реализована инициатива свиданий с адвокатами по видео-конференц-связи», — сказал Министр юстиции РФ Константин Чуйченко.

Откуда тренд?

Возможности видео-конференц-связи (ВКС) в стенах зданий правосудия уже активно используют. 9 января 2023 года в силу вступили поправки  Минюста от 29.12.2022 N 610-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ». Они позволили применить ВКС в уголовном процессе, а также использовать электронные документы.

Сейчас ВКС активно используют в уголовном судопроизводстве. Такая практика помогает проводить допросы, очные ставки и опознания (ст. 189.1 УПК РФ), рассматривать ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (статья 108 УПК РФ), участвовать в судебном заседании (ст. 241.1 УПК РФ) и многое другое.

Возможно, замечает доцент кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Елена Красненкова, практика ВКС перекочует и в тюрьмы, где заключенный уже отбывает наказание, для общения, например, в случаях обжалования решений суда.

За кем контроль и право выбора?

Вопрос контроля и защиты ВКС практики стоит за приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2015 N 401 (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Регламента организации применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний». Елена Красненкова замечает, что указанный регламент также будет обуславливать конфиденциальное общение между адвокатами и их подзащитными.

«Нет необходимости рассматривать другие проекты нормативного правового акта (НПА) по обеспечению таких видеоконференций», — отметила эксперт.

Также адвокат и подзащитный могут оказаться от любого из вариантов общения будь это буквальная взаимосвязь или дистанционная. Также требование на общение не может сводиться к обязанности — это должно быть право.

Вопрос «утечек»

Конфиденциальность общения защитника и заключенного в рамках видео-конференц-связи охраняется законом. Так, ч. 9 ст. 241.1 УПК РФ гласит: «Защитнику обеспечивается возможность беспрепятственного конфиденциального общения с подсудимым, содержащимся под стражей и участвующим в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи».

Кроме того, Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» ч. 1 ст. 8 определяет адвокатскую тайну как «любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю». Предусмотрена ответственность за разглашение адвокатской тайны как дисциплинарная, административная, так и уголовная.

«100-процентной гарантии по отсутствию «утечки» информации при общении защитника и его клиента, наверное, дать никто не сможет. Судебная практика нам показывает, что такие прецеденты есть, в связи с чем наступает ответственность», — замечает Елена Красненкова.

ВКС и домашний арест

Далеко не все фигуранты уголовного дела могут находиться в СИЗО. По решению суда предполагаемого преступника могут заключить под домашний арест. Такая альтернатива хоть и выглядит гуманно, но все же имеет ряд строгих правил, за нарушение которых человек может отправиться в камеру.

Пока открыт вопрос о том, внедрят ли дистанционную видео связь для подзащитных, находящихся под домашним арестом.

Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин считает, что одно из ограничений, накладываемых при домашнем аресте, состоит в запрете использования средств связи и Интернета. Статья 107 УПК РФ говорит о том, что подозреваемого или обвиняемого не могут ограничить в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, следователем. Также там указаны способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом. Но нигде нет ни слова о защите.

«Не понятно пока, предполагается ли ВКС для тех, кто находится под домашним арестом или нет. Сейчас при такой форме «заключения» возможны только очные встречи подозреваемого или обвиняемого со своим защитником по месту отбытия ареста. Поэтому считаю, что возможность использования ВКС при домашнем аресте для связи с защитником надо обязательно включать в статью 107 УПК РФ», — резюмирует спикер.

Специалисты единогласно считают, что внедрение ВКС в общение адвоката и подзащитного  разумное решение, которое поможет гражданам упростить доступ к квалифицированной юридической помощи, а адвокатам к тому же снизить транспортные издержки.

«Подобные изменения в законодательстве являются реализацией принципа процессуальной экономии времени и сроков в уголовном судопроизводстве. Так, использование ВКС позволит стороне защиты гораздо оперативнее связываться со своими подзащитными. Это экономит время и для этого не нужно ехать в другой регион, стоять в очередях и занимать кабинет для свиданий», — заметил руководитель направления «Уголовно-правовая защита бизнеса» компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Сергей Афанасьев.

Мировой опыт

Общаться через видеосвязь адвокатам и заключенным дали возможность еще в ковидные времена, когда очные посещения стали не доступны из-за карантина. Такую использования ВКС запустили в США. Услугу защищенной видеосвязи открыли для 12 тюрем.

Но первый блин вышел комом. В 2020 году после внедрения практики ВКС выяснилось, что все разговоры подзащитных и адвокатов смогли прослушать как прокуроры, так и следователи. А заключенные — вопреки запретам — также общались еще и со своими родственниками.

Утечка видеоразговоров произошла из-за компании, которая и предоставила тюрьмам такую возможность, оставив панель управления сервисом доступной из сети Интернет без пароля. Согласно американскому законодательству, звонки с адвокатами должны быть защищены от прослушки. После вскрытия всех «недоработок» компании отправили письмо о всех недочетах и их смогли быстро устранить.

Как поведет себя система ВКС в России — дело времени и практики. 

Рекомендуем

Статья

Шесть табу: что нельзя делать юристу в социальных сетях

Как правильно вести себя специалисту в Интернете? Есть ли какая-то адвокатская этика по ведению социальных сетей? Стоит ли рассказывать о себе или нет? И как «лишнее» слово в Сети может сказаться на репутации? «Сфера» разбиралась с экспертами.

Статья

Аутсорсинг для юристов: выгодно ли быть самозанятым экспертом?

Самозанятость стала одним из самых популярных налоговых режимов в России, позволяя многим специалистам легально вести частную практику с минимальными налоговыми ставками и простой отчетностью. По данным ФНС, более 10 миллионов россиян уже оформили самозанятость, и это число продолжает расти. Юристы, оказывающие консультационные и правовые услуги, все чаще задумываются о переходе на этот режим как о способе оптимизировать налоги и упростить работу. Но действительно ли самозанятость выгодна и эффективна для специалистов в сфере права?

Авторский взгляд

Дело «Аркаим»: свет в конце туннеля?

Верховный Суд РФ (ВС РФ) впервые с 2021 года вынес положительное Определение по делу о переквалификации движимого имущества в недвижимое, поддержав позицию налогоплательщика. О подробностях «Сфере» рассказали эксперты SEAMLESS Legal: советник практики Мария Кабанова и помощник юриста практики налогообложения Виктория Тихонова.

Нужно хоть что-то написать