На пороге локдауна: уроки первой волны пандемии для юристов

В ситуации неопределенности нелишним становится повторение пройденного. «Сфера» собрала подборку коротких лекций проекта LAWХАКЕР, которые помогут восполнить пробелы в области «коронавирусных» нововведений и вынести полезные уроки на будущее.
Время прочтения: 9 минут

Обращайтесь к грамотным арбитражным управляющим

В процедурах банкротства юридических лиц во время пандемии стоит применить почти забытый способ – замещение активов. Как считает руководитель консалтинговой группы, руководитель отделения Арбитражного центра при РСПП в Санкт-Петербурге Марина Горлачева, главное в таком случае – обратиться к компетентному арбитражному управляющему. Его задача должна состоять в принятии мер по сохранению реального бизнеса, хотя в их целесообразности еще необходимо убедить кредиторов.

«Да, создать на базе должника новое действующее предприятие непросто, зарегистрировать акционерное общество – тоже отдельная задача. Но, как правило, это того стоит. Разве можно сравнить распродажу оборудования, бывшего в эксплуатации, зачастую в состоянии металлолома, и готовый действующий бизнес?» – отмечает эксперт.

Какие еще меры будут актуальны при банкротстве во время экономической нестабильности из-за пандемии – в лекции Марины Горлачевой.

Включайте форс-мажорную оговорку

Заключая международные (и не только) контракты, юристы порой не уделяют внимания форс-мажорным оговоркам. Пандемия коронавируса показала, что это делать важно и нужно, считает доцент кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета Иннокентий Карандашов. Формулировки конкретных форс-мажорных обстоятельств следует указывать максимально четко. Так, писать в контракте «экономические и социальные обстоятельства» не стоит – непонятно, что именно это значит.

«Когда мы закрепляем в контракте понятие форс-мажора – его целесообразно закреплять – нам нужно иметь в виду, что разные правовые системы по-разному подходят к понятию форс-мажора, поэтому включать в контракт желательно то понятие, которое максимально приближенно к понятию в тех правовых системах, в которых планируется разрешение спора в рамках данного контракта», – отмечает юрист.

Почему форс-мажорная оговорка особенно важна в международных контрактах – смотрите в лекции Иннокентия Карандашова.

Не забывайте о мировых соглашениях

С 18 марта 2020 года государственные суды практически прекратили свою работу в обычном режиме, и многие дела на время карантина были отложены. Когда судебная система перегружена, отличная альтернатива государственному суду – передача дела в третейский, считает руководитель консалтинговой группы, руководитель отделения Арбитражного центра при РСПП в Санкт-Петербурге Марина Горлачева. В том числе потому, что одна из целей третейского разбирательства – сохранение партнерских отношений между сторонами, отмечает эксперт.

«Гражданское судопроизводство должно способствовать мирному урегулированию споров. Однако для осуществления примирительных процедур необходимы и специальные навыки, и время, которого не было у судей государственных судов и до распространения коронавируса, а уж после перерыва в работе судебной системы не будет и подавно. Институт судебных примирителей в государственных судах еще только зарождается, тогда как для третейских судов это хорошо отработанная процедура», – рассказывает Марина Горлачева.

О других преимуществах третейского разбирательства не только во время пандемии, но и в обычной жизни, Марина Горлачева рассказывает в лекции «Legal Academy».

Используйте профессиональные объединения

Что делать, если фактически организация пострадала от коронавируса, но ее ОКВЭД не попал в утвержденный государством перечень? Доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета СПбГУ, управляющий партнер юридической компании «Аймрайт» Владислав Савиных советует лоббировать свои интересы через профессиональные объединения. Например, если изначально в него не вошла деятельность в сферах стоматологии и розничной торговли, в дальнейшем решение было пересмотрено – с подачи отраслевых профессиональных сообществ.

«Инициируйте такие процессы как через те профессиональные объединения, в которых вы состоите, так и через все прочие. Как вы понимаете, в такой ситуации все предприниматели стремятся в целом к одному – выжить и получить меры государственной поддержки для того, чтобы выжить», – комментирует эксперт.

Какие меры налоговой поддержки при пандемии предусмотрены правительством и что еще можно предпринять, если отрасль до сих пор не признали пострадавшей – смотрите в лекциях Владислава Савиных.

Проводите мораторий с пользой

Весной в России был введен мораторий на проведение плановых выездных налоговых и таможенных проверок бизнеса. Как подчеркивает старший преподаватель кафедры административного и финансового права СПбГУ, управляющий партнер адвокатского бюро Елена Легашова, мораторий – не повод расслабляться. Стоит использовать снижение товарооборота с пользой: привести в порядок документы, провести сверки с контрагентами, следить за постановлениями для планирования поставок.

«Еще я бы рекомендовала использовать это время для того, чтобы пересмотреть с учетом полученного опыта, ошибок, с которыми мы столкнулись, и рисков, которые ранее не особо рассматривали, применяемые формы внешнеторговых договоров. Речь идет и об условиях, которые касаются момента передачи товара, и о валютных оговорках, потому что на сегодняшний день мы столкнулись не только с проблемой коронавируса, но и с вопросами существенного изменения курса валют», – рассказывает юрист.

Как максимально эффективно использовать время моратория и даже запрет на вывоз определенных товаров – смотрите в лекции Елены Легашовой.

Помните о возможности изменить или расторгнуть договор

Во время карантина и ограничений выполнять некоторые обязательства по договорам стало проблематично. Константин Георгиевич Гуцу, преподаватель кафедры гражданского права СПбГУ, управляющий партнер адвокатского бюро, отмечает: по мнению Верховного Суда, ограничительные меры во время пандемии могут быть признаны основаниями для досрочного изменения или расторжения договоров.

«Стоит обратить внимание на следующее: прежде всего, изменение договора должно носить исключительный характер. Оно возможно только в том случае, если расторжение договора нарушает публичные интересы или создает гораздо большие издержки, нежели его расторжение.<…> Верховный Суд обращает внимание на то, что отдельные основания для изменения или расторжения договора могут быть предусмотрены в специальных законах», – комментирует юрист.

Какие еще изменения Верховный Суд считает оправданными в вопросах гражданского законодательства во время пандемии – смотрите в лекции Константина Гуцу.

Руководствуйтесь законом, а не судебной практикой

Из судебной практики часто делают вывод, что если арендатор не может пользоваться арендованным имуществом, это освобождает его от платежа. Однако в случае пандемии это не соответствует ГК РФ, поскольку ограничения от арендодателя никак не зависят. Так, если арендатор из-за карантина не может осуществлять грузовые перевозки на арендованном грузовике, в зону ответственности арендодателя это входить не будет.

Доцент кафедры гражданского права юридического факультета СПбГУ Андрей Рыбалов отмечает: в этой ситуации владельцам бизнеса может помочь первоапрельский ФЗ № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», созданный для разрешения споров по поводу арендной платы. Например, с его помощью арендатор может добиться снижения стоимости оплаты или ее отсрочки, но не ликвидации.

Больше о том, что арендатор и арендодатель могут предпринять в условиях пандемии – в лекции Андрея Рыбалова.

Реструктурируйте задолженности

Во время пандемии многие предприниматели в секторах малого и среднего бизнеса столкнулись с кредитными проблемами. Партнер юридической фирмы, адвокат Ольга Савина советует использовать возможность реструктуризации задолженности, которую банкам рекомендовано в таких случаях предоставлять.

«Предприниматель может обратиться в банк с заявлением, что у него сейчас трудный период, связанный с пандемией, курсом валют, высокой арендной платой. Эти непосредственные, причины, которые сегодня «подшатывают» бизнес, могут быть расценены банком очень даже положительно, и может быть предоставлена реструктуризация этой задолженности, а также кредитные каникулы», – рассказывает эксперт.

Больше о возможностях малого и среднего бизнеса в период пандемии –  в лекции Ольги Савиной.

Больше полезных советов для новой реальности и уроков, извлеченных из пенриода первой волны, – в рубрике LAWХАКЕР на площадке Legal Academy.

Источник изображения: dashu83 - www.freepik.com

Рекомендуем

Авторский взгляд

Путешествия в эпоху ограничений: как максимально уберечь себя от рисков

Летний сезон закончился, однако у россиян отпуск в самом разгаре — многие предпочитают бывать на побережье в «бархатный сезон», или просто сбегают от дождливой серости в сентябре-октябре. Куда сейчас можно улететь? Какие требования у стран к путешественникам, которые привиты, и тем, кто еще не вакцинировался? Как соблюсти все правила и застраховаться от потенциальных рисков? «Сфера» подготовила памятку для путешественников совместно с генеральным директором юридического агентства «Фелиция» Оксаной Карцевой.

Авторский взгляд

«Добровольно-принудительно»: законна ли обязательная вакцинация от COVID-19 в России?

Самой обсуждаемой темой последних недель в России стала так называемая «принудительная вакцинация». Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени Кутафина Никита Лютов рассказал «Сфере», какие нормы законодательства позволяют «подталкивать» граждан к вакцинации, нарушает ли это их права и насколько перспективна судебная практика в таких делах.

Статья

«Программа тысячелетия»: достижения и новые цели России в сфере защиты прав детей

Пандемия COVID-19 обострила проблемы не только устойчивого развития, экологии и экономического роста, но и социальной ответственности, увеличив нагрузку на молодое поколение и детей. О том, какой путь прошла Россия в области защиты прав детей, и какие цели ей еще предстоит выполнить, рассказали эксперты на площадке Legal Academy.

Нужно хоть что-то написать