Несмотря на сравнительно недавнюю историю космонавтики, между государствами уже успели сложиться определенные юридические отношения. Их нормы и принципы закреплены в положениях Международного космического права, которое регулирует правовой статус космического пространства со всеми его объектами, а также деятельность государств, юридических и физлиц в космосе.
Как отмечает эксперт Института воздушного и космического права АЭРОХЕЛП Алексей Иглин, разговоры о «межпланетном транспортном праве» страны начали вести еще «сто лет назад». При этом правовая база была сформирована в 1960-1970-е годы.
«С тех пор, например, согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе), небесные тела являются «достоянием всего человечества», а все государства равны в исследовании и использовании космического пространства», – рассказывает он. Администрирует данный статус Управление ООН по вопросам космического пространства.
Как и в любом праве, в космическом есть свои нюансы. Например, говорит эксперт, нужно различать понятия небесных тел и космических объектов.
«Космических объекты - это искусственные механизмы (космические корабли) и спутники, которые запускаются в космическое пространство для хозяйственной деятельности. Их статус производен от «запускающих» субъектов, то есть, они могут принадлежать какому-либо государству или организации. Небесные тела – нет. Они являются только объектами научных исследований», – уточняет Алексей Иглин.
Также Договор о принципах предусматривает, что космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению: ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации.
В 1979 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было принято еще одно соглашение, регулирующие деятельность человека на Луне («О деятельности государств на Луне и других небесных телах»). Согласно документу, поверхность или недра спутника не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения, или любого физического лица.
«Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки», – говорится в ст. 11 п. 3 Соглашения.
Хоуп и Лунное посольство
В 1980 году предприимчивый американец Деннис Хоуп провозгласил свое единоличное право на владение всеми космическими объектами Солнечной системы, кроме Земли и Солнца. Он подал декларацию о собственности на эти космические объекты в ООН, а также в правительства США и России, и в тот же день объявил о создании компании «Посольство Луны», которая занялась продажей сертификатов о владении «внеземной недвижимостью».
Хоуп руководствовался своей трактовкой международных космических соглашений, отмечая, что существующие договоры прямо указывают на невозможность каким–либо государствам и корпорациям владеть небесными телами, но в документах не упоминается о праве частных лиц.
Компания «Посольство Луны» предложила американцам, а после и всему миру, купить 1 акр (примерно 40 соток) лунной земли за сравнительно небольшую сумму. Для этого Хоуп разбил поверхность видимой стороны Луны, и в придачу Венеры, Марса на участки, каждый из которых имеет свои собственные четкие координаты и регистрационный номер. Таким образом у компании появился свой «земельный кадастр».
При покупке владелец участка получает набор документов:
- Сертификат о собственности
- Конституцию Луны, Марса или другой планеты, где приобретается участок
- Карту поверхности планеты с указанием места, где расположена «собственность»
«Посольство Луны» имеет свои филиалы по всему миру, в том числе в нашей стране. Как утверждается на сайте организации, на 2015 год количество собственников среди россиян составило более 11 тысяч человек. Среди них такие известные люди как Александр Розенбаум, Лайма Вайкуле, Юрий Шевчук, Дмитрий Нагиев, Валерий Меладзе, Илья Лагутенко и другие.
По мнению к.ю.н., доцента Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксаны Васильевой, позиция Денниса Хоупа входит в полное противоречие с основными принципами международного права, в частности, с Договором о космосе 1967 года и Договором о Луне 1979 года.
«Это курьез, не порождающий правовых последствий, потому как торговля участками Луны воспринимается как торговля сувенирами. На сегодняшний день с точки зрения закона право собственности на лунные участки не оспаривается, но и не подтверждается, так как не регулируется и не охраняется», – отмечает эксперт.
К.ю.н., доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Марина Милованова считает, что действующее космическое право имеет пробелы, которые должны быть восполнены нормами, признающими права частных операторов и закрепляющими новые концепции и обязательства. По её мнению, в соответствии с действующим национальным законодательством торговля лунными участками может расцениваться как мошенничество.
«Одни покупатели участков юридически неграмотны, других вводят в заблуждение. Таким образом, «продавцы Луны» совершают мошеннические действия — обман, злоупотребление доверием покупателей, умышленное искажение фактов сделки», – уточняет эксперт.
С ней согласна юрист компании Versus.legal Ксения Рудь, отмечая, что лицо может искренне верить в то, инвестирует в свое будущее и приобретает участок на Луне, который, возможно, хранит в себе ценные ресурсы. Однако, компания, предлагающая его к продаже, сознательно наделяет приобретателя ложной информацией с целью обратить его имущество в свою пользу.
«Такая деятельность подпадает под квалификацию статьи 159 УК РФ «мошенничество». Почему тогда так много компаний предлагают купить участок на Луне? Потому что большая часть из них определяет «сертификаты на участки» как сувенирную продукцию. И продавец, и покупатель в этом случае понимают, что эта бумага не имеет никакой юридической силы», – резюмирует эксперт.
Правовой статус космонавтов
«Космонавты являются «посланцами человечества в космос», а МКС - исследовательским комплексом, правовая природа которого зафиксирована в соглашении 1998 года как партнерская структура с ответственностью на 15 государств-подписантов. Каждый партнер сохраняет свою юрисдикцию как в отношении регистрируемых им элементов станции, так и в отношении членов экипажа, являющихся его гражданами», – рассказывает Алексей Иглин.
Последующие документы, реализующие Соглашение, уточняют особый статус командира экспедиции на МКС, который на всех этапах деятельности на орбите наделяется особыми полномочиями, и «вправе использовать любые разумные и необходимые средства для целей выполнения своих обязанностей, не вступая в противоречие с полномочиями руководителя полета». В практике эксплуатации станции каких-либо примеров неправомерных действий выявлено не было.
При этом государства обязаны оказывать космонавтам всеобъемлющую помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории, находящейся под их юрисдикцией, или в открытом море. Страны обязаны принять все возможные меры по поиску и спасанию космонавтов, обеспечить их безопасность и незамедлительно вернуть государству, осуществившему запуск. Причем в отличие от случаев с космическими объектами, поиск и возвращение космонавтов не обусловлены просьбой государства запуска и обязательством возместить расходы.
А что с коммерческими рейсами?
В 1984 году в США приняли «Закон о космических запусках в коммерческих целях» («Commercial Space Launch Act»), предусматривающий выдачу лицензий частным компаниям на ведение космической деятельности. При этом документ ограничивал право физических и юридических лиц запускать ракеты на территории других государств, если эти государства не заключили соответствующий международный договор с США. В России первый закон, позволяющий частным компаниям запуски ракет в космос, рассмотрели в 1993 году.
По словам Алексея Иглина, «для ведения «космической» деятельности в РФ, компания должна получить лицензию, а также все необходимые документы от Национальной технологической инициативы.
«Крупнейшие участники разрабатывают собственные правила, поэтому назрела необходимость проведения юридических различий между правовым статусом традиционных субъектов (космонавтов) и иных лиц, находящихся в космосе (например, туристов)», – отмечает эксперт.
В целом, отмечает эксперт, назрела модернизация космического права. Необходим, в том числе, пересмотр принятых более полувека назад конвенций с учетом новых реалий. Данный вопрос будет предметом совместной нормотворческой работы ООН и запускающих государств - частных корпораций.