Legal operations: зачем юридическим компаниям нужен операционный менеджмент

В большинстве бизнес школ операционный менеджмент является одним из обязательных предметов программы. Однако сама роль такого специалиста, например, в юридической службе является относительно новой. Какие задачи решает Legal operations и как этот функционал развивается в России, разбиралась «Сфера».
Время прочтения: 6 минут

Задачи и структура

Legal operations (LO) – функция, которая все чаще встречается и применяется в юридической сфере. По данным Googlе trends, частота запросов с этим словосочетанием в поисковике за последние 12 лет выросла в четыре раза. В аналогичной метрике Яндекса также наблюдается рост, но незначительный. Это говорит о том, что в России тренд находится в начале своего развития, отмечает генеральный директор АО «СИБУР РТ», заместитель директора Института юридического менеджмента ВШЭ Алексей Никифоров в рамках профильного вебинара на площадке Legal Academy.

«За рубежом есть целые площадки, форумы, сообщества профессионалов LO, которые собираются для обсуждений, организовывают конференции, делятся опытом, обсуждают внедрение чат-ботов и прочее. На Западе это сфера задач операционных менеджеров», – подчеркивает спикер.

По словам эксперта, задачи операционного менеджера в компании можно разбить на 12 основных частей:

  • Финансовый менеджмент (бизнес-подразделение со своим финансовым измерением, которым можно управлять)
  • Управление закупками юридических услуг (грамотное управление юрконсалтингом)
  • Управление данными (организует и поддерживает систему сбора, хранения и распределения доступов к информации, создаваемой в компании)
  • Управление знаниями (практики, формы документов и др. должны быть доступны для всех сотрудников юркомпании)
  • Организационное здоровье (кадровое планирование, тонкая настройка процесса найма юристов и продвижение лучших сотрудников внутри компании)
  • Оптимизация процессов (организация работы юристов с минимальными усилиями)
  • Управление проектами (внедрение Legal Tech решений, реорганизация структур, корпоративные мероприятия)
  • Оптимальная модель оказания услуг (разделение функционала бристов на типы задач по степени сложности)
  • Стратегическое планирование (планирование долгосрочной деятельности)
  • Legal Tech (разработка Legal Tech Roadmap, подготовка make/buy, работа с рынком ИТ вендоров, взаимодействие с «айтишниками»)
  • Корпоративное обучение (обучение юристов)
  • Работа с данными (анализ эффективности, оцифровка задач, повышение качества работы)

Структурно Legal operations в компании организовывается по трем типам, отмечает Алексей Никифоров.

«Есть модель, когда руководитель делает все сам. Второй вариант – когда начальник разделяет управление знаниями, Legal Tech и стратегическое планирование между разными юристами. При третьем варианте для решения задач выделяется отдельная структурная единица – либо конкретный человек, либо подразделение», – поясняет эксперт.

Кадры

Для обеспечения работы отдела Legal operations в юридической компании необходимы квалифицированные кадры. Возникает вопрос: где их найти? Существует несколько ресурсов для поиска кандидатов:

  • Рынок
  • Юристы компании
  • Сотрудники смежных функций компании

По словам Алексея Никифорова, среди «типичных» менеджеров Legal operations 70% имеют высшее юридическое образование, 25% - степень MBA, а 60% из них – женщины. 

Если сравнивать юристов и непрофильных сотрудников на позицию операционного менеджера, первые обладают большими знаниями в юридических категориях и навыками управления консультантами, но хуже, в отличие от профильных менеджеров, управляют бюджетом, анализируют данные, понимают технологии, управляют изменениями.

«На практике на 20 юристов нужен один менеджер Legal operations. Если у компании 10 юристов, то эффективнее выполнять операционные функции самому или распределять их между сотрудниками», –рассказывает эксперт.

Понять, что компании нужен Legal operations, можно по простым параметрам:

  • Спорадический выбор внешних юристов
  • Задачи распределяются через Outlook
  • Нет контроля за юридическими расходами
  • Отсутствует описание бизнес-процессов
  • Все материалы юристов хранятся на локальных дисках

 

Рекомендуем

Статья

«Legal operations*, как новая роль в юридических службах. Кто такие? Зачем нужны? Где искать?». Вебинар Legal Academy

Практика Legal operations* уже получила широкое распространение в большинстве стран мира. Это сравнительно новый функционал для юридических департаментов. Он позволяет объединять в одном специалисте компетенции программиста, аналитика, юриста и проджект-менеджера.

Статья

Видеоконтент и борьба за таланты: новые тренды в юридическом маркетинге 2024 года

Внимание к трендам характерно почти для всех ниш экспертности. Мир меняется очень быстро: то, что было популярно и актуально год назад, сейчас уже может не работать. Директор по маркетингу и развитию бизнеса МЗС Светлана Лашук в рамках вебинара на площадке Legal Academy рассказала о популярных трендах в юридическом маркетинге на 2024 год.

Статья

Как не «утонуть в чернилах»: золотые правила письма для юристов

От чего может зависеть успешный старт и быстрое развитие карьеры юриста? В том числе и от умения наладить коммуникацию с коллегами и клиентами через переписку. Адвокат Руслан Димитриев рассказал о ряде простых правил, которые позволят юристу в короткие сроки повысить качество ясного и убедительного письма.

Нужно хоть что-то написать