Кросс-культурные переговоры: как юристу успешно работать с партнерами из Китая

Сотрудничество России и Китая неустанно движется вперед. И отечественным специалистам из разных областей пора учиться правильно выстраивать коммуникацию с коллегами и партнерами из КНР. Заместитель генерального директора по правовым вопросам фирмы «Зеленая Защита» Дмитрий Кашинцев рассказал об особенностях такого взаимодействия в своей авторской колонке для «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

Юристам из России важно понимать, как вести переговоры с китайской стороной, так как от этого зависит успешное согласование условий контракта, его исполнение, расторжение и урегулирование спорных моментов, возникающих в процессе работы. Мировые соглашения в суде также являются результатом грамотного ведения диалога.

Российские предприниматели, вступая в переговорный процесс, часто ориентируются на западную стратегию ведения переговоров. Эта стратегия требует от участников активного участия, умения строить логические цепочки и быстро принимать решения по принципу «здесь и сейчас». Однако в переговорах с китайскими компаниями необходимо учитывать местные культурные особенности. Несмотря на стремительное развитие Китая и его активное продвижение на мировые рынки, в общении и деловой практике с жителями КНР важно учитывать определённые нюансы.

Умение слушать

Одной из главных отличительных черт китайских партнеров является их умение слушать и спокойно воспринимать информацию. Говорить они любят значительно меньше. Из-за этого порой создается впечатление, что коллег не интересует какая-то тема или проблема, однако на деле оно обманчиво. Такая характеристика заложена в местных традициях.

Отечественные же переговорщики, пытаясь убедить китайского партнера в своей правоте, «сыплют» важными и не очень аргументами, а паузу в разговоре воспринимают как возможность еще раз озвучить свою позицию. Но так они лишь добавляют «белого шума» в диалог, перегружая его лишней информацией, которая на итог беседы никак не повлияет.

Иерархия

Иерархия – важная часть китайской культуры, и это отражается в процессе переговоров. Руководитель в Китае – это человек, который принимает окончательные решения на основе тщательного анализа ситуации. Остальные участники процесса могут быть специалистами в узких областях, чьё мнение уважается, но не является определяющим. В случаях, когда контракт согласовывается менеджерами, а руководитель лишь подписывает его, такие процессы крайне редки. В деловых встречах руководители компаний обычно сидят друг напротив друга, а остальные участники располагаются позади них по нисходящей иерархии.

Топ-менеджер китайской компании – не формальная фигура. Иногда согласование контракта без участия высшего руководства может привести к судебным разбирательствам.

Приведу пример. Условный российский бизнесмен ищет китайских контрагентов через Интернет и с ним на связь выходит некий менеджер, который в итоге «согласовывает» условия и выставляет счет. Внеся авансовый платеж, заказчик ждет, когда услуга будет оказана. Однако менеджер сначала открещивается от диалога, а потом просто перестает выходить на связь, срывая установленные сроки исполнения. Недовольный предприниматель выходит на руководство компании, а в итоге оказывается, что никто, включая руководителя, был не в курсе начала какого-то взаимодействия.

Уважение и терпение

Если проявить неуважение или пренебрежение к иностранному партнеру из Азии, переговоры закончатся, едва начавшись. Или диалог будет непродолжительным и совершенно бесполезным.

В переговорах с китайцами также стоит запастись терпением и ориентироваться на принцип «одна встреча – один вопрос». Единственный способ ускорить процесс – скрупулезная подготовка материалов до начала активного взаимодействия, включая проекты контракта, приложений к нему и т.д. Так вы продемонстрируете серьезность намерений и показать, насколько вам важно время партнера.

Как-то мы представляли одну из российских компаний, которая приобретала в КНР оборудование, и китайские партнеры на протяжении нескольких раундов переговоров не могли согласовать техническое задание на его производство. При этом от подписания документов не отказывались. Позже выяснилось, что задержка была связана с ТЗ – оно содержало требование, которое предприятие ранее никогда не исполняло. При этом открыто об этом коллеги сказать не могли, боялись «потерять лицо». Все это время они искали решение проблемы и оценивали свои технические возможности.

В итоге контракт подписан, а оборудование уже год как поставлено в Россию и исправно работает. Вывод: не надо давить на китайскую сторону, требовать принять решение незамедлительно или признаться в неспособности исполнить пожелание клиента. Нужно подходить к решению подобных задач разумно, правильно доносить свою позицию и предоставить контрагенту достаточное количество времени.

Конфликты и репутация

Терпение важно не только в переговорах, но и в случае возникновения конфликтов. Следует спокойно и обстоятельно объяснить китайским партнёрам суть разногласий, что может помочь разрешить спор без обращения в суд.

Также стоит учитывать, что компании из Китая дорожат своей репутацией. Они готовы строить долгосрочные партнёрские отношения, избегая радикальных мер для разрешения конфликтных ситуаций.

Рекомендуем

Статья

Как не потерять миллионы при переводе денег в Китай

Китайские банки начали возвращать российским импортерам оплату, иногда даже уже за поставленные в нашу страну товары. Как сейчас устроена система денежных переводов между двумя странами и каким образом организовать этот процесс так, чтобы не остаться без продукции и без средств — в материале «Сферы».

Статья

Доверяй, но проверяй: параллельный импорт прижился в России?

Бизнесменам и предпринимателям России в сотрудничестве с китайскими контрагентами эксперты рекомендуют помнить о проверке партнерских компаний и агрегаторов. «Сфера» рассказала, как не нарваться на неприятности с поставщиками из Поднебесной.

Статья

Поворот на восток: как найти эксперта по китайскому праву в России

Все больше российских предпринимателей на фоне санкций и других внешних ограничений переориентировали свой бизнес на Китай. Да что там предприниматели – взаимодействие с КНР активизировалось на самом высоком уровне. А вместе с этим появилась необходимость более детально углубиться в правовое поле дружественной страны. Как найти эксперта по законам Китая и существуют ли они в принципе, разбиралась «Сфера».

Нужно хоть что-то написать