Как открыть бизнес в Китае?
«Если раньше самыми популярными зонами для иностранного бизнеса были Гонконг и Тайвань, то последние годы мы наблюдаем, что и остальные регионы КНР стали привлекать зарубежных предпринимателей», – отмечает юрист по международному праву иностранной компании Xshvarts Ксения Шварц.
Бизнесмену, который решился начать свое дело в Китае, необходимо выбрать форму юридического лица. Наиболее распространенные:
- партнерство (PE);
- совместные предприятия (JV);
- фирмы с полным иностранным участием (WFOE).
Каждая из форм имеет свои нюансы. В партнерстве и совместном предприятии обязательно участие национальных китайских лиц. WFOE же позволяет иностранным предпринимателям полностью владеть компанией.
Затем необходимо зарегистрировать наименование компании, получив предварительное одобрение. Далее предприниматель подает пакет документов в местный департамент коммерции, где выдают бизнес-лицензию.
«В зависимости от типа бизнеса могут потребоваться дополнительные лицензии, такие как разрешения на импорт, экспорт, лицензии на розничную торговлю и т.д», – подчеркивает основатель и генеральный директор компании «Группа-А» Георгий Габолаев.
Завершающие этапы – открытие банковского счета, найм персонала и регистрация в налоговых и трудовых органах. Спикер предупреждает, что на все про все может уйти несколько месяцев, а то и полгода в зависимости от сложности бизнеса и наличия необходимых документов.
«В Китае есть система особых экономических зон. Шанхай, Фуцзянь, Гуандунь - одни из самых известных. При соблюдении определенных условий регистрация в данных зонах позволит получать налоговые льготы по корпоративному налогу, уменьшить таможенные пошлины и так далее», – добавляет Ксения Шварц.
Особые экономические зоны распределяются по сферам деятельности компаний. Некоторые сферы экономики, тем не менее, для иностранных инвестиций представляют больше затруднений. Связано это прежде всего с законодательной защитой местных компаний.
«Это перевозки, сельское хозяйство и некоторые другие области бизнеса. В то же время компании, занимающиеся оборудованием и высокими технологиями, напротив, могут получить дополнительную государственную поддержку. Четкий анализ действующего законодательства позволит избежать трудностей», – замечает Ксения Шварц.
Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников выделяет наиболее популярные типы бизнеса, привлекательные для китайских инвесторов:
- высокотехнологичное производство и инновационные отрасли;
- лизинг и бизнес-услуги;
- научно-исследовательские и технологические услуги;
- IT-услуги и технологический сектор (Tencent, Alibaba, JD.com, Baidu и ByteDance);
- оптовая и розничная торговля;
- недвижимость;
- финансовый сектор;
- потребительский сектор (Kweichow Moutai, Ping An Insurance, Meituan, China Mobile);
- зеленая энергетика и новые материалы, в том числе производство альтернативной энергии, электромобилей и солнечных панелей (CATL, BYD, Longi Green Energy Technology);
- фармацевтическое производство;
- автомобилестроение;
- промышленность.
Наиболее привлекательными регионами Китая для иностранных инвесторов являются Восточный регион (Провинция Гуандун, Провинция Цзянсу, Шанхай, Провинция Шаньдун), Центральный и Западный.
Зачем открывать бизнес в КНР?
Адвокат КА Мосюрцентр Андрей Жолудев называет следующие причины:
- выход на крупнейший в мире рынок с населением более 1,4 млрд человек;
- доступ к разветвленной системе производственных мощностей, логистических сетей и поставщиков;
- экономия на издержках за счет более низкой стоимости труда и производственных ресурсов;
- возможность использования государственных мер поддержки для иностранных инвесторов;
- диверсификация бизнеса и снижение рисков.
«Российским предпринимателям Китай может дать доступ к крупнейшему рынку и подарить перспективы быстрого роста и расширения. КНР в свою очередь получает приток иностранных инвестиций и технологий, а также создает новые рабочие места. Такая взаимосвязь двух государств является способом привлечь иностранные инвестиции и ускорить экономическое развитие», – подчеркнул спикер.
Не забудь про культуру
«Китайская деловая культура глубоко укоренена в традициях и философии, что делает её уникальной. Одним из ключевых понятий является Гуаньси — система взаимных обязательств и отношений. Это означает, что личные связи и доверие играют важную роль в деловых переговорах. Юристу необходимо понимать, что успешное взаимодействие с китайскими партнерами часто зависит не только от юридических знаний, но и от способности строить и поддерживать эти отношения», – рассказывает Александр Стрельников.
Общение с китайскими коллегами требует высококонтекстной коммуникациии. Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina поясняет, что информация часто передается не напрямую, поэтому юристу важно быть внимательным к невербальным сигналам и интонациям, а также учитывать культурные различия при интерпретации сказанного.
Александр Стрельников отмечает, чтобы добиться успеха в переговорах и подписать долгожданный контракт о сотрудничестве с китайскими партнерами, нужно:
- расположить к себе собеседника и вызвать у него доверие. Этого можно добиться с помощью участия в неформальных встречах;
- уважение, которое можно продемонстрировать через интерес к китайским традициям и обычаям. Например, использовать титулы и фамилий при обращении к партнерам;
- терпение. Будьте готовы к тому, что процесс переговоров может занять больше времени, чем предприниматель это рассчитывал. Важно при этом четко формулировать свои предложения;
- работа с местными юристами. Такое сотрудничество поможет избежать ловушек и упростит процесс ведения переговоров;
- адаптация к изменениям. Бизнесмен может столкнуться с новыми условиями и требованиями со стороны партнеров.
«Работа с китайскими партнерами требует от юриста не только профессиональных знаний в области права, но и глубокого понимания культурных особенностей. Успешные кросс-культурные переговоры основаны на доверии, уважении и готовности адаптироваться к изменениям. Применяя эти принципы на практике, юрист сможет эффективно взаимодействовать с китайскими коллегами и достигать поставленных целей в бизнесе», – резюмировал эксперт.