Планы законодателя
Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал, что принят закон по налогообложению цифровых финансовых активов (ЦФА). Также рассмотрены поправки в законодательство о ЦФА, которые позволят осуществлять реактивный выпуск новых инструментов для финансового рынка.
«Мне как раз прислали смс о том, что «Трансмашхолдинг» осуществил выпуск цифровых активов, правда, пока в пилотном варианте. Но процесс, как говорится, пошел. Что до закона «О ЦФА», то он касается тем с использованием номинального счета, прежде всего, не кредитными организациями. Теперь появляется возможность совершать переводы денежных средств внутри номинального счета между клиентами, которые оперируют как раз цифровыми финансовыми активами», — рассказал Анатолий Аксаков на одном из форумов в Петербурге.
По его мнению, эта поправка позволит применять преимущества цифровых технологий, в том числе используя возможность Smart-контрактов при осуществлении сделок. Также упрощается процедура выпуска цифровых финансовых активов, обеспеченных ценными бумагами. Механизмы, связанные с процессом обращения ЦФА, упрощаются.
В числе поправок прописана норма, запрещающая использовать цифровые финансовые активы как средство платежа. По информации Аксакова, работа будет проводиться и над тем, чтобы к концу года узаконить цифровой рубль. Предполагается, что это будет еще одна форма денег, которая и станет средством платежа.
По поводу же криптовалют в обществе существуют полярные мнения.Часть экспертов склоняется к тому, что раз такое явление закрепилось, вряд ли необходимо его запрещать. С точки зрения Председателя комитета Госдумы по финансовому рынку разумнее направить криптовалюту в процесс выпуска и обращения.
Частный сектор вовсю «за». Общее мнение сформулировал сооснователь компании Berezka Ventures Ltd Леонид Морозовский. «Конечно, в данном случае я выступаю со стороны предпринимательства. Понимаю, что за цифровыми валютами и процессами их развития - будущее. Это инновационная сфера, которую можно сравнить с развитием Интернета и тем, как он повлиял на нашу жизнь. В данном случае речь только идет о финансовом Интернете, Интернете денег», — заявил Леонид Морозовский.
Позиция Центробанка
Центральный банк РФ также выступает за то, чтобы цифровой рынок, в том числе и рынок криптовалют, был как можно быстрее легитимизирован. И для этого, конечно, в первую очередь необходимо определиться с центральными понятиями и правами майнера, с тем, где и как криптовалюта может выпускаться, а также с налогообложением. И тогда соответствующий рынок будет развиваться в нормальном законодательном пространстве. Предполагается, что уже к осени (учитывая позицию Центробанка) часть ответов на эти вопросы будут представлены для общественного обсуждения.
Криптовалюта и теневой рынок
Директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Иван Чебесков отмечает, что криптовалюты нередко используются для финансирования незаконной деятельности, в том числе, терроризма. И открыт вопрос — насколько легализация такого вида валюты будет влиять на эти процессы. Не получится ли так, что закон упростит деятельность террористов? Либо поможет бороться с беззаконием?
Статс-секретарь, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Герман Негляд указывает на то, что 90% расчетов в Даркнете, по официальным данным Интерпола, совершались и совершаются с использованием криптовалют. Это расчеты за приобретение наркотиков, оружия между террористами и т.д.
«В России ситуация зеркальная, — констатирует Герман Негляд, — еще в 2018-19 годах мы делали оценку рисков. По результатам нашего согласованного мнения (а это и различные ведомства, и частный сектор, и банки) мы пришли к выводу, что в России криптовалюты также используются в расчетах за наркотики и иные запрещенные товары. Также конфиденциально признан риск отмывания денег с использованием криптовалют. Мы рассматриваем регулирование как инструмент снижения этого риска. Как можно снижать риски и каким образом? Речь идет о регулировании точек входа в официальную финансовую систему, то есть тех точек, где происходит обмен активов. И регулировать по большому счету здесь можно двумя способами: либо запретить полностью этот обмен, либо организовать жесткий оборот. Мы, как финансовая разведка, выступаем за второй способ».
Он сослался на зарубежный опыт. «Порядка 80 стран регулирует деятельность обменников, и только где-то 6-7 стран запрещают», — резюмировал он.
Как же будут регулироваться обменники?
Процессы будут выстраиваться по аналогии с банковской сферой.
- Будут предъявляться требования к клиентам: юридическим или физическим лицам, а также собственникам организаций. Предполагается, что обязательным условием станет отсутствие судимости по экономическим преступлениям.
- Организация должна будет выполнять и весь комплекс «антиотмывочных» требований, которые сейчас применяются к банкам.
- Центральным элементом станет идентификация, которая должна будет повысить прозрачность расчетов в этой сфере. Обменник должен понимать, кто стоит за операцией.
- Предусматривается хранение данных. В течение 5 лет со дня совершения операции информация будет содержаться в архивах.
- Важным элементом обеспечения безопасности является направление сообщений в Финансовую разведку.
Эксперты говорят о грядущем прорыве в области взаимодействия криптовалюты и законодательства. Они признают, что от этого вида цифровых активов уже не отказаться, а, следовательно, нужно учиться с ними обращаться: когда государство не участвует в процессе, теневой рынок процветает. Скорее всего, в ближайшее время российскому рынку предстоит ждать легализации криптовалюты и вступления в силу правил ее оборота.
Источник изображения: pixabay.com