Юристы и адвокаты на удаленной работе
Клиенты, по данным исследования американской компании Clio, в основном ищут юристов по рекомендации (45%) или самостоятельно (39%). При этом онлайн-поисковые системы являются наиболее распространенным способом найти своего юриста. Во время пандемии роль корпоративных сайтов возрастает, как и роль социальных сетей для коммуникации с потенциальными и действующими клиентами.
Например, своими страницами в Facebook воспользовались Bryan Cave Leighton Paisner и юридическая группа «Яковлев и Партнеры». «Все переговоры проходят в формате видеоконференций, а работа с документами продолжается в режиме home office с повышенными мерами безопасности через защищенные каналы VPN», – говорится в обращении «Яковлев и Партнеры». Юристы заверили клиентов, что договорные обязательства остаются в приоритете, а работа по текущим проектам продолжится. Bryan Cave Leighton Paisner также сообщили о переходе на удаленную работу, заверив, что продолжат оказывать полноценную юридическую поддержку бизнесу партнеров. «Как и прежде, все юристы, взаимодействующие с клиентами, имеют доступ ко всем ресурсам и каналам связи (телефон, видеоконференции, электронная почта), системам и базам данных и продолжают свою работу в привычном режиме», – поясняет в своем обращении компания.
Однако юридическое сообщество получило в условиях пандемии в России больше свободы в силу своей профессии. Так, статус адвокатов в Москве, например, освобождает от необходимости оформлять электронные пропуска, достаточно будет предъявить удостоверение. Нотариусы и помощники адвоката также попали в список профессий, представители которых могут передвигаться по столице без пропусков.
Юристы, которые работают индивидуально, в усложнившейся ситуации и без корпоративных ресурсов, стали активно предлагать свои услуги онлайн. Согласно данным «Яндекс.Услуг», приведенным газетой «Ведомости», с начала самоизоляции количество новых исполнителей на платформе увеличилось на половину (среди них есть и юристы): 20% юристов, которые ранее выезжали к клиентам на дом, перешли на дистанционное консультирование. При этом их онлайн-консультации на 50% дешевле очных.
Ленты социальных сетей пестрят предложениями бесплатных онлайн-консультаций юристов. Однако среди них объявлений о том, что платные услуги или дальнейшая работа по делу будет вестись также онлайн, – немного. Впрочем, есть компании, которые видят в онлайн-услугах вполне самостоятельный продукт:
- Платформы, где можно разместить свой вопрос на платной основе и получить на него комментарии от нескольких специалистов (адвокатов или юристов) через 15 минут в режиме онлайн. Характерно для юридических консультаций;
- Платная онлайн-консультация, которая может предлагаться в нескольких вариантах: например, сокращенная или с детальной проработкой ситуации, при этом используются доступные мессенджеры – Skype, Viber, WhatsАpp. Клиент отправляет заранее материалы и информацию о деле юристу. Подходит для таких классических форм как адвокатские коллегии;
- Биржа заявок – бесплатное размещение на платформе требования, после чего компания ищет инвесторов для финансирования спора или специалистов, готовых работать «на результат». Пример: национальная юридическая служба «Амулекс».
Отметим, что компании из первой десятки российского рейтинга к подобным форматам обращаться не склонны, несмотря на переход на удаленную работу. Хотя пандемия оказала на них влияние: активно ведутся веб-семинары, комментирование для клиентов и СМИ законодательства в период самоизоляции, запускаются опросы и исследования. Партнеры и консультанты Dentons, например, разработали Telegram-бот @covid_tax_bot. Достаточно будет ввести ИНН, и бот подскажет, на какие послабления и налоговую поддержку может рассчитывать компания.
Несмотря на развитие технологий и сервисов (например, подача в суд документов в электронном виде), часть юристов отмечает, что существуют сложности работы в удаленном режиме. Так, в Содружестве земельных юристов столкнулись с тем, что Росреестр ограничил свою работу в апреле, что для такой узкой специализации является серьезным препятствием. Команда СЗЮ полагает, что после окончания режима самоизоляции последует волна судебных тяжб.
Мессенджеры и электронная почта, которую используют, в том числе, для договорной работы, из помощников в сложившихся условиях могут превратиться в потенциальную проблему. Пользователи в процессе авторизации вводят логин и пароль, что, по мнению руководителя юридического департамента Национальной юридической службы «Амулекс» Надежды Макаровой, изложенному в журнале «Юрист компании», соответствует понятию простой электронной подписи (часть 2 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Соответственно, обмен сообщениями между авторизованными пользователями, в том числе с прикрепленными файлами, можно отнести к электронному документообороту. Однако специалист отмечает, что при заключении договора необходимо учесть такие нюансы, как выбор мессенджера, резервное копирование переписки и другие, чтобы при возникновении спора представленные доказательства были приняты судом.
Суды ушли в сети и мессенджеры
АПК и ГПК РФ содержат статьи, которые регламентируют участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи (статья 153.1 и 155.1 соответственно). Пандемия актуализировала принятые несколько лет назад изменения. Пример, как работать в новом формате, подал сам Верховный Суд РФ 21 апреля, рассмотрев шесть дел через многоточечную веб-конференцию «Винтео». Участники процессов заранее через личный кабинет направили в суд соответствующее заявление и документы, а также прошли идентификацию и аутентификацию через портал государственных услуг. Доступ к заседанию стороны получили по гиперссылке. Представители ВС РФ отметили, что использование комплекса веб-конференции в дальнейшем позволит повысить уровень реализации права на судебную защиту для всех категорий граждан и снизить их расходы.
Президиумы Верховного Суда РФ и Совета судей России выпустили постановление (первая редакция от 8 апреля 2020), в котором рекомендовали судам при наличии технической возможности (с учетом мнений участников судопроизводства) проводить заседания по делам (материалам) с использованием системы видеоконференцсвязи или системы веб-конференции. Рекомендация относится к делам и материалам безотлагательного характера: например, о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности, об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего лица и другим. Также президиумы включили в список дела в порядке приказного и упрощенного производства.
Опередили Верховный Суд РФ в Вахитовском районном суде города Казани, где провели заседание посредством Skype еще 26 марта 2020. Гражданина признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ. Невьянский городской суд Свердловской области выбрал для связи во время заседания 30 марта WhatsApp. Рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение санитарных норм стало по-своему уникальным, ведь правонарушение было связанно с введенными мерами борьбы с коронавирусом, отмечал в своем Telegram-канале глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на фоне приостановки судебных заседаний до 11 мая, разместил на своем ресурсе образец заявления-согласия для участия в процессе в режиме онлайн с помощью Skype. Представители сторон должны через сервис «Мой арбитр» за 24 часа до начала процесса заполнить согласие, приложив документы, подтверждающие полномочия и личность, а также контакты. Адвокат бюро «Сикайло, Ромахова и партнеры» Алексей Сикайло в комментарии для «Российской газеты», отметил, что дистанционный формат заседаний может рассматриваться только как временная мера, так как нельзя недооценивать фактор личного присутствия. Однако на данном этапе технологии позволят арбитражным судам увеличить число рассматриваемых дел.
Несмотря на всплеск онлайн-активности судов, эксперты сомневаются в том, что мессенджеры могут так же свободно эксплуатироваться, как и классическая видеоконференцсвязь. Управляющий партнер ООО «Консалтинговая группа “Статус”» Алексей Федяров в статье для «Адвокатской газеты» отмечает, что конференцсвязь в гражданском и арбитражном процессах осуществляется исключительно между судами. Таким образом суд организует связь и контролирует нюансы процесса. «Допуск лица в процесс посредством видеосвязи с использованием мессенджеров является грубым нарушением ст. 153 АПК РФ (ст. 161 ГПК РФ) – суд в этих обстоятельствах не имеет возможности установить личность лица, выходящего на связь, а также проверить его полномочия. <…> На мой взгляд, использование мессенджеров в судопроизводстве не может гарантировать ни идентификации личности участника процесса, ни отсутствия скрытых от видимости суда угроз, ни соблюдения права на защиту», – отмечает специалист. Настораживает его в практике использования мессенджеров и тот факт, что с момента введения ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, правила использования видеоконференцсвязи в судебных процессах всех видов корректировке не подвергались, в том числе и в Постановлении Президиумов Верховного Суда РФ и Совета судей России.
Пока популярные мессенджеры продолжают использоваться судами, в Минюсте задумываются над тем, чтобы привлечь к работе в рамках судебных процессов в формате веб-конференций нотариусов. «Нотариусы могли бы участвовать в ситуациях, когда требуется запросить и подтвердить у свидетеля подписку о том, что он дает достоверные показания», – отмечает Заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак. Соответствующее предложение включено в законопроект в рамках госпрограммы «Цифровая экономика».
Будущее мессенджеров, которые правят бал в судопроизводстве, после пандемии будет зависеть от успеха этой практики и законодательного регулирования. Какое развитие за время самоизоляции получат онлайн=услуги, и какие компании выживут в период кризиса – эти вопросы будет регулировать сам юридический рынок. Качественное сопровождение банкротства, трудовых споров и вопросов частного права – будет востребовано в любом формате. Остается вопрос, какую роль в этом процессе сыграет инициатива Минюста России о создании единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи.