Государственный адвокат: формальность или единственный шанс на защиту?

Почему защитника по назначению считают «человеком следствия», в чем реальный риск такого отношения. Как работает бесплатная защита и что надо сделать, чтобы она стала помощью? Своей практикой и мнением поделился в авторской колонке «Сферы» поделился адвокат Денис Мордвинцев.
Время прочтения: 7 минут

Практика выявляет несколько базовых проблем, связанных, по моему мнению, с упрощённым и часто предвзятым суждением о государственном бесплатном защитнике. Основано оно на заранее сформированных представлениях и стереотипах. И часто для человека, чья судьба решается в уголовно-правовой плоскости, такие представления становятся реальной жизненной угрозой.

В нашей стране право на юридическую помощь является конституционным. В статье 48 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в предусмотренных законом случаях — бесплатно. Там же указано право пользоваться помощью защитника каждому задержанному, заключённому под стражу или обвиняемому с момента приобретения соответствующего процессуального статуса.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает две формы участия защитника: по приглашению и по назначению.

Когда выбирать не приходится

Что я всегда рекомендую человеку, оказавшемуся в статусе задержанного, заключаемого под стражу или обвиняемого? Как минимум — проконсультироваться со специалистом.

Но на практике нужного специалиста под рукой почти никогда нет. И первый юридически квалифицированный человек, с которым сталкивается человек в этой ситуации, — это защитник, назначенный по заявке органов.

С этим фактом приходится работать, нравится он или нет.

Необходимо задавать защитнику вопросы, правдиво изложить ситуацию, выяснить, что требуется и чем можно помочь себе самому.

Допускаю, что от коллег и собеседников услышу: «Какая наивность — первому встречному “якобы специалисту” открывать деликатные обстоятельства жизни».

С этим трудно не согласиться. Доверие действительно не возникает между людьми, которые только что познакомились. Однако в подобной ситуации попытаться выстроить рабочее доверие всё равно придётся.

Важный момент, который часто упускают

Если требуется защита по уголовному делу, значит основной риск уже произошёл. Теперь идет речь лишь о снижении степени негативных последствий. 

И здесь важно понимать логику процесса.

Если факты, события и деяния стали объектом официального расследования с вашим участием, требуется как минимум их объяснение. Открытое и последовательное отношение к тому, что вам инкриминируют, — это базовая информация. И она должна быть доведена и до следователя, и до защитника.

Это не жест доверия, а условие для реальных действий в вашу пользу. Это повод и условие для действий защитника в вашу пользу. 

Миф о «лояльном защитнике»

Ещё один распространённый миф — защитник по назначению работает в интересах следствия.

В 99% случаев из моего опыта такая претензия оказывалась следствием впечатления, что защитник мало что сделал, кроме присутствия и подписания протоколов. При этом ни один из критиков так и не смог ответить на простой вопрос: зачем следствию лояльный защитник?

Обвинение заинтересовано в том, чтобы довести дело до суда и получить обвинительный приговор. Для этого лояльность защитника не является решающим фактором.

Адвокаты часто говорят, что ошибки и недоработки следствия могут сыграть на руку защите в суде. Попытки же обжаловать каждую «ошибку» ещё на стадии расследования почти всегда упираются в один и тот же аргумент-волнорез: следователь — процессуально независимое лицо, а тактика, приемы и ход расследования находятся в его компетенции.

На практике бесконечные жалобы воспринимаются негативно — как попытка затянуть процесс или воспрепятствовать расследованию. Поэтому внешняя пассивность защитника сама по себе не всегда является поводом для беспокойства.

Как действовать на практике

По моему опыту, наиболее эффективная линия поведения с защитником по назначению — это задавать вопросы, последовательно доводить до него свою позицию по делу и внимательно относиться ко всем документам.

Всегда читайте всё, что подписываете. Подписал ли документ защитник или заверил, что «можно подписать», значения не имеет. Если есть сомнения, что текст составлен против вас, пишите заявление прямо на протоколе, потому что отдельная бумага требует подачи и регистрации в канцелярском порядке.

Иногда человек пытается заплатить защитнику по назначению. Но он уже работает за вознаграждение от государства. Если клиент считает нужным платить, стороны должны заключить соглашение об оказании юридической помощи.

Если же средств нет, государственный защитник — ваш единственный проводник по «минному полю» уголовного дела. И это возможностью важно пользоваться правильно. 


 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Ваша дарственная недействительна: в каких случаях можно оспорить данный документ

Договор дарения иногда подлежит оспариванию, но не всегда. Разберем самые типичные ситуации и расскажем, какие меры стоит принять при подписании документа, чтобы подаренная вещь оставалась у нового владельца.

Статья

Исследование: каждый пятый россиянин обращался за юридической помощью

Юридическая помощь в России перестаёт быть редкостью: сегодня к юристам обращается каждый пятый житель страны. Такой вывод сделан по итогам масштабного исследования с участием 47,2 тысячи респондентов в возрасте от 18 до 55 лет. О причинах роста спроса на юридические услуги — в материале портала «Сфера».

Статья

Адвокат-медиатор: кто это и чем он помогает

Адвокат-медиатор — это не просто юрист с дополнительным дипломом, а особая профессиональная роль со своим сводом правил. Однако в России её сложно назвать самостоятельной профессией. Лишь для 8% практикующих медиаторов это основная работа.

Нужно хоть что-то написать