16 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась дискуссия «Цифровая этика и традиционные ценности в мировой индустрии развлечений и СМИ. Цифровая психология в контексте новой медиаэтичности». Спикеры обсудили вопрос влияния новой этики на медиа и сознание пользователей. Могут ли быть созданы универсальные этические нормы в цифровом пространстве? Если да, то кто их должен создавать – государство, компании или сами пользователи? На эти вопросы ответил директор регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин.
Источник: Егор Алеев/фотохост-агентство ТАСС
Отдельной темой для обсуждения стала проблема цифровых манипуляций, которые все еще не поддаются законодательному регулированию.
«Сегодня мы смотрим на вопросы цифровой этики не только с точки зрения общения между пользователями, но и взаимодействия юзеров с интернет-сервисами, приложениями и цифровыми ресурсами. Часто сервисы злоупотребляют тем, что пользователь находится на их площадке, и пытаются навязать какую-либо услугу или товар», — отметил Рустам Сагдатулин.
Для подобных действий существует конкретный термин — темные паттерны. Это специальные техники манипуляции поведением пользователя при помощи устройства и дизайна сайта, приложения или цифровых сервисов, направленное на то, чтобы склонить человека к выгодным для коммерческой компании решениям.
По словам директора РОЦИТ, у темных паттернов несколько основных целей:
1. заставить приобрести конкретный продукт;
2. заставить потратить больше денег;
3. вынудить провести больше времени на ресурсе;
4. заполучить как можно больше данных.
Последнее опасно не только тем, что площадка будет знать, какую рекламу в следующий раз сгенерировать пользователю, но и тем, что компания может продать личные данные клиента третьей стороне.
Темные паттерны манипулируют пользователями повсеместно. Вот несколько самых ярких примеров.
Страховка
Несмотря на прямой запрет Роскомнадзора включать страховку в стоимость билетов, на сайтах авиакомпаний и РЖД клиентам приходится вручную убирать галочку напротив этого пункта. То же касается сервиса шеринга самокатов Whoosh. Страховка включена в стоимость по умолчанию, убирать ее приходится перед каждой новой поездкой.
Незримый «крестик»
Любой пользователь, который хоть раз играл в игры на смартфоне, сталкивался с проигрываемой рекламой. Чтобы она исчезла, нужно досмотреть до конца. Однако главная проблема заключается в том, что иногда непонятно, как ее убрать. «Крестик», значок закрытия, нередко так хорошо запрятан, что пользователям не остается ничего другого, кроме как перейти на сайт рекламодателя.
Отписка с угрозами
«Яндекс Плюс, за который вы платите, обещает массу бонусов, но по факту пользователи часто сталкиваются с тем, что им приходится платить за товар больше, чем без подписки. Такая же история была с Яндекс Такси и другими сервисами компании. Если вы хотите отписаться от Яндекс Плюс, вам нужно проделать очень большой путь. Сначала найти конкретный раздел в приложении, после этого сервис несколько раз попросит вас не удалять, предложит различные альтернативы и скидку, скажет, что, если вы сейчас отпишитесь, то не увидите новый сериал. Под конец приложение обязательно спросит, почему вы это делаете. То есть процесс получения услуги занимает два шага, а процесс ухода от нее — большое количество времени», — поделился Рустам Сагдатулин.
При этом спикер уточнил, что это проблема не только Яндекс Плюс, но и всех крупных сервисов: как отечественных, так и западных.
Рассрочка с заботой
Еще один пример темного паттерна нашелся у банка Тинькофф. «Пользователь спрашивает в чате поддержки, откуда у него появилась активная рассрочка. В ответ поддержка говорит, что вы просмотрели спецпредложение, зайдя в Тинькофф-банк у себя в телефоне, увидели информацию, и мы вам автоматически активировали рассрочку. Поясняется это тем, что очень большое количество клиентов стали забывать активировать спецпредложения, из-за чего они теряют возможность в них поучаствовать. Они сделали автоматическое подключение после просмотра рекламы. Такая забота со стороны Тинькофф», — рассказал Рустам Сагдатулин.
По его мнению, история с темными паттернами – это про противодействие пользователя и интересов больших компаний. «Вопрос с темными паттернами нужно как-то регулировать. В этом должны участвовать либо общественные организации, либо государство. Должны быть понятны штрафы за несоблюдения законов», — резюмировал Рустам Сагдатулин.
Источник изображения: pixabay.com