Оговоримся сразу, электронная книжка в обязательном порядке теперь оформляется только для тех, у кого нет бумажной версии. Но какой формат ведения гражданин бы ни выбрал, вносить в нее записи может только работодатель. И тут не исключен человеческий фактор — ошибки могут быть как в имени, фамилии, так и в должности, названии компании и периодах работы.
«Такие неточности могут привести к отказу Социального фонда России (СФР) в учете страхового стажа, поскольку данные в трудовой книжке не будут совпадать с реальными документами человека», — говорит Елена Музалевская, управляющий партнер, адвокат адвокатского бюро «АВЕДА».
Дмитрий Келин, основатель и руководитель юридической компании Kelin, назвал четыре наиболее опасные неточности. Это:
- неверная формулировка причины увольнения, препятствующая трудоустройству;
- нарушения оформления трудовой книжки, влекущие административную ответственность;
- отсутствие или искажение сведений о государственной службе, создающее риск ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ;
- ошибки в ФИО, датах, периодах работы и должности, из-за которых не засчитывается стаж или отказывают в пенсии.
Даже путаница между е» и «ё» в имени или фамилии может привести к печальным последствиям. Как объясняет Николай Васюткин, руководитель бурятского регионального отделения Независимого профсоюза «Новый Труд», тут важно понимать: если данные в трудовой книжке не совпадут с паспортными, у гражданина могут возникнуть серьезные трудности при оформлении пенсии.
Не стоит думать, что огрехи касаются только бумажных версий. «В электронных трудовых книжках ошибок встречается даже больше, чем в бумажных, особенно в датах и названиях должностей», — отмечает Николай Васюткин.
Минусы к пенсии
Важно отметить, что от ошибок страдает не только работник, но и компания, которая их допустила.
«Работодатель несет административную ответственность по статье 5.27 КоАП РФ. Должностному лицу грозит предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 рублей, а организация может быть оштрафована на сумму от 30 000 до 50 000 рублей», — рассказывает Елена Музалевская.
Она советует работодателям тщательно проверять все записи, сверяясь с оригиналами документов. Иначе дело может дойти до суда.
«Если ошибка повлияла на размер пенсии, начисление пособия или карьерные перспективы, сотрудник вправе обратиться в суд», — отмечает Музалевская.
Тем, кто вынужден будет это сделать, она советует собрать доказательства неправомерных действий работодателя. А затем в исковом заявлении потребовать:
- признания ошибочной записи недействительной;
- внесения правильной записи (с указанием верного периода работы, должности и т. п.);
- возмещения материального ущерба (если доказана прямая связь между ошибкой и финансовыми потерями);
- компенсации морального вреда (ст. 237 ТК РФ).
«Решения суда обязательны для исполнения работодателем», — поясняет Музалевская.
Все поправимо
Жанна Закирова, руководитель консалтингового центра «Первомай», объясняет, что вносит коррективы в трудовую книжку именно тот, кто допустил ошибку: «Если работодатель внес исправления, то исправление должно был корректным — иначе может привести к недействительности трудовой книжки».
Елена Музалевская добавляет, что суд не вправе самостоятельно вносить коррективы в трудовую.
«Для электронной трудовой книжки ошибки исправляет только работодатель, внесший запись. Он подает в СФР корректирующую форму ЕФС-1. Если организация-работодатель ликвидирована (ИП-работодатель прекратил свою деятельность), работник может исправить ошибку в электронной трудовой книжке по решению суда», — говорит она.
Но есть ряд нюансов. Как объясняет Николай Васюткин, если организация, которая допустила неточность, реорганизована, исправляет правопреемник. Если ликвидирована — работодатель по новому месту работы или там, где была сделана последняя запись, на основании соответствующего документа.
«В остальных случаях работнику придется исправлять сведения через СФР или в судебном порядке. Все исправления должны точно соответствовать документам, на основании которых они вносятся. Исключение — свидетельские показания, если есть судебное решение, или если работодатель массово утратил трудовые книжки из-за чрезвычайных ситуаций», — говорит Николай Васютин.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com