Ароматы противоречат Конституции
Обращения граждан в связи с выбросами на животноводческих, нефтехимических, химических и иных предприятиях стали массовыми. Об этом «Известиям» сообщила глава Росприроднадзора Светлана Радионова. По ее словам, источником зловония являются не только химические «вредные» производства и свалочные газы. Например, жители нескольких районов юга Москвы уже много лет страдают от удушливого запаха шоколада, который распространяется от кондитерского завода в промзоне Бирюлево.
Местные жители утверждают, что порой ароматы настолько сильные, что по улицам некомфортно гулять, а в квартирах нельзя открыть форточку. Граждане неоднократно обращались с жалобами в надзорные ведомства, но все проверки показывали, что превышения концентрации вредных веществ в воздухе нет.
Призвать компанию к отвественности или применить иные меры невозможно. Закона, регулирующего именно запахи, в России не существует. Это вступает в противоречие со ст. 42 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам обеспечение прав на благоприятную окружающую среду.
Организация «Общественная потребительская инициатива» предлагает расценивать жалобы граждан на интенсивный запах как достаточное основание для проверки на производстве. В Генпрокуратуре также посчитали, что нормативно-правовую базу, которая регулирует присутствие резких запахов, нужно изменить. В частности, в нее предложено включить контроль за органолептическими свойствами воздуха.
Механизм проверки
Главным исполнительным органом России, который контролирует защиту окружающей среды, является Росприроднадзор. Кроме того, в каждом регионе действуют инспекции по экологическому надзору. Если на предприятие поступили жалобы на плохое качество воздуха, инспекторы проводят проверку.
«Как показывает практика, во многих случаях промышленные предприятия используют различные ухищрения для сокрытия информации о своих выбросах. Росприроднадзор и региональные инспекции обладают определенными инструментами для обнаружения выбросов: стационарными и портативными контрольно-измерительными приборами, лабораторными анализами проб воздуха, а также съемками и фотофиксацией состояния объектов», — пояснил председатель центрального совета Всероссийского общественного движения «Волонтеры Экологи» Адам Климатов.
В ходе проверки должностные лица вправе запрашивать документы, осматривать помещения и территории, на которых расположены предположительно загрязняющие атмосферу объекты, брать пробы для проведения экспертиз, осуществлять специальные замеры, проводить оценку причиненного вреда и т.д.
Не на всех стационарных источниках выбросов, можно провести отбор проб. К ним относятся горячие и высокие источники выбросов. Их «вредность», как правило, определяется расчетным путем, пояснил эколог-эксперт, член экспертно-просветительского сообщества Международного Социально-Экологического союза Денис Дубовец.
После лабораторного исследования образцов контролеры сопоставляют данных с нормативами. В случае превышения выбросов на предприятие накладываются санкции, предусмотренные законодательством.
Сколько стоит ответственность
За нарушение правил охраны атмосферного воздуха предусмотрена административная ответственность по ст. 8.21 КоАП РФ. В зависимости от обстоятельств произошедшего нарушителю грозит до 250 т.р. штрафа или приостановления деятельности на срок до 90 суток. Если произошло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, то возможно наступление уголовной ответственности по ст. 251 УК РФ. Если произошла гибель человека, то наказание может стать лишение свободы до 5 лет, рассказал генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель.
Отличием природоохранного законодательства, например, от законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия или в сфере пожарной безопасности является то, что виновнику придется заплатить дважды. Первый раз за нарушение конкретной статьи кодекса об административных правонарушениях (КоАП) — это штраф на должностное лицо или субъект хозяйствования.
«Второй платеж связан с возмещением вреда, причиненного окружающей среде. Именно второго платежа, как огня, боятся субъекты хозяйствования, поскольку в отличие от административного штрафа, предельный потолок которого по экологическим статьям составляет до 500 т.р., сумма вреда может составлять десятки и сотни миллионов рублей», — отметил Денис Дубовец.
Жалобы на запахи
Организацию, формально не нарушившую санитарные нормы и правила, привлечь к административной или уголовной ответственности не получится. В таком случае важно попытаться взыскать с нее в судебном порядке компенсацию морального вреда. Например, в заявлении можно указать, что зловонный запах причиняет физические страдания, вследствие которых ухудшилось состояние здоровья, появилась бессонница и хронические заболевания.
«Никаких гарантий, что суд назначит денежное возмещение, нет. Кроме этого, далеко не факт, что в случае удовлетворения заявленных требований размер компенсации будет сколько-нибудь существенным», — считает Сергей Гебель.
Экологи сходятся во мнении, что контроль за качеством воздуха должен быть на первом месте при оценке экологической безопасности. Наложение штрафов и отмена лицензий для нарушителей — это важный шаг к более здоровой среде обитания. К сожалению, усиленные проверки со стороны Росприроднадзора не всегда помогают защитить людей от вредных выбросов. При этом максимальная информированность и гражданская активность населения являются важными элементами давления на промышленных предприятиях в пользу улучшения качества воздуха.