Поправки Минэкономразвития будут применяться при подсчёте баллов, по которым оценивают работу арбитражных управляющих (АУ) и их СРО.
Главная идея изменений — сделать систему оценки более честной. Сейчас сложные дела о банкротстве компаний часто получают почти такие же баллы, как и более простые процедуры с гражданами. Новые правила предлагают учитывать реальный объём работы: чем больше сумма требований, чем масштабнее дело и сложнее процедура, тем выше должен быть итоговый балл для управляющего.
Иными словами, система должна стать более логичной: за сложные дела о банкротстве юридических лиц будет начисляться больший «вес». Но все будет зависеть от объема требований, масштаба дела и сложности процедуры.
«Логика инициативы — дать объективную оценку работе арбитражных управляющих, которые ведут не так много дел, но зато сложных. Речь прежде всего о тех, кто ведет комплексные процедуры банкротства юрлиц. Работа совсем непростая, а в текущей системе расчета оценивается ничтожно мало по баллам. И такой управляющий имеет почти призрачные шансы получить назначение в процедуру, инициированную ФНС, а рынок этих назначений поделен между небольшой группой специалистов», — говорит Евгения Боднар, юрист по банкротству физических лиц компании «Финансово-правовой альянс».
Прозрачная система
После введения поправок дела о банкротстве будут распределяться в случайном порядке между управляющими с наибольшей суммой баллов.
Как поясняет Роман Степанов, основатель, генеральный директор ООО «Санкт-Петербургский арбитражный управляющий», сегодня определенный процент процедур банкротства, особенно юридических лиц, делается на заказ (по договоренности с заинтересованными сторонами).
«Ввод баллов результативности — способ борьбы с нарушением закона в делах о банкротстве. После запуска этой системы нельзя будет самостоятельно обратиться к конкретному управляющему и под его крылом вывести активы, скрыть сделки или совершить другие неправомерные действия. Дела будут вести независимые АУ, выбранные случайно. На мой взгляд, это более актуальная история при банкротстве юридических лиц: как правило, там чаще есть что скрывать», — рассказывает он.
Как это будет работать на практике? Например, компания с долгами на 100 миллионов приняла решение обанкротиться. Дело может быть передано управляющему, например, с 10 000 баллов. Таких специалистов всего пять. Налоговая инспекция выбирает одного из них случайным образом и направляет запрос на ведение дела. За отказ будут снимать баллы результативности и начислять штрафные единицы.
Тяжелая репутация
Уже сейчас работа арбитражных управляющих оценивается с помощью балловой системы. На сайте ФНС размещен реестр, где указано количество баллов каждого управляющего.
«Они начисляются за скорость проведения и успешность процедуры, размер требований кредиторов и количество денег, которые получили, а также за отсутствие нарушений», — говорит Роман Степанов.
Однако параметры начисления показателей вызывали дискуссии. Дело в том, что ранее не существовало системы дифференциации в зависимости от сложности проведенных АУ дел и категорий должников. Поэтому наибольшее количество баллов набирали те, кто занимался типовыми, массовыми процедурами банкротства.
«Тяжелые» банкротства редко бывают типовыми, и беспристрастная оценка возможна, если вручную анализировать все обособленные споры, их конкретный масштаб и результат. Поэтому полной прозрачности изменения рейтинга не дадут, хотя могут сгладить неравенство между арбитражными управляющими, занятыми типовыми банкротствами граждан, и корпоративными банкротствами», — считает Евгения Боднар.
С тем, что вести дела о банкротстве лиц физических намного проще, чем юридических, согласен и Роман Степанов.
«Поставить на поток банкротство юридических лиц практически невозможно. В моем понимании, это направление не про бизнес, масштаб и прибыль, а про юриспруденцию. Среди моих знакомых управляющих, работающих с юрлицами, хорошо зарабатывают только те, кто годами ведут несколько очень сложных кейсов. Но это далеко не для всех. Остальные или не зарабатывают вообще, или вкладывают деньги и получают их назад только спустя несколько лет, или прикрывают мошеннические схемы и имеют с этого хороший доход», — рассказывает он.
При этом в сфере банкротства физических лиц ситуация обратная: проблемы клиентов либо однотипные, либо полностью отсутствуют.
«Если не работать с мошенниками и не прикрывать преднамеренные банкротства, проблем в практике не будет, поэтому вести банкротства физических лиц однозначно проще», — подчеркнул он в комментарии «Сфере».
Бальная шкала
Помимо попытки уравновесить в баллах сложные и типовые дела, поправки коснутся еще нескольких аспектов. Например, теперь, если в СРО есть неактивные члены, средний балл всей организации будет снижаться.
Кроме того, вновь созданным СРО и управляющим, которые раньше не состояли в таких организациях, баллы будут начисляться по особой методике. Управляющий, впервые вступающий в СРО, получает 60% баллов этой организации. Эти начальные баллы не влияют на рейтинг самого объединения.
Если управляющий перейдет в другую СРО в течение года, его баллы пересчитают по тому же принципу. Неиспользованные начальные баллы сгорят через год.
Пока новую систему распределения дел и начальных баллов сообществу предстоит еще осознать и освоить. Однако предполагается, что для профессионала это шанс получать заслуженные назначения, а для новичка — четкие ориентиры и безопасный вход в профессию.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com