Простота — залог коммуникации
Директор Центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС Лариса Катышева начинает с простого тезиса: если вы хотите донести конкретную мысль, говорите понятно. Проблемы с ретрансляцией, отмечает специалист, возникают во многих сферах деятельности, например, в политике. Как бы ни старались сотрудники PR-отделов убедить чиновников, до сих пор некоторые из них не считают нужным говорить с народом на одном языке.
«Важно ответить на вопрос: чего мы хотим? Чтобы только юристы имели доступ к «тайным знаниям», или перед нами стоит другая задача — формирование культуры правового поведения?», — задается вопросом эксперт.
Она делится своим опытом работы в Федеральной налоговой службе, где удалось установить прямую связь между непониманием и неуплатой налогов. Граждане в большинстве случаев не знают, что и куда им нужно перечислять. Решить проблему отчасти помогли разъясняющие комиксы и видеоролики.
Еще один важный момент — доверие. Если человек не понимает, о чем идет речь, вряд ли специалист в той или иной области сможет его в чем-то убедить.
«Сегодня для большинства людей юридические тексты — это берестяные грамоты. Люди в принципе плохо воспринимают длинные сухие тексты, особенно с появлением мессенджеров», — поясняет Лариса Катышева.
В России попытки объяснить гражданам какую-либо информацию в доступной форме сталкиваются со стеной непонимания методологов. Любой релиз, текст, пиарщикам в обязательном порядке необходимо согласовать его с «предметниками», и тут начинается борьба. По мнению Ларисы Катышевой, в этом вопросе экспертам стоит довериться коллегам, ответственным за коммуникацию.
Главные составляющие эффективной коммуникации
Заместитель генерального директора АНО «Проектный офис развития туризма и гостеприимства» Ирина Кашунина выделяет пять способов улучшить взаимодействие:
- представляйте целевую аудиторию. Все сообщения должны содержать какую-то историю, сюжет. Необходимо пояснять термины, а ссылки на законы давать только в конце.
- визуализируйте сложную для восприятия информацию
- выберите канал коммуникации. В случае социальных сетей можно вести более неформальные диалоги с подписчиками, однако развлекательного контента должно быть не более 20 %
- пользуйтесь помощью специалистов по внешним коммуникациям
Руководитель Объединенной пресс-службы судебной системы Санкт-Петербурга Дарья Лебедева отмечает, что некоторые будущие судьи за несколько лет до сдачи экзаменов работают в пресс-службе. Это является большим плюсом для развития коммуникации и выстраивания диалога у будущих служителей Фемиды. Сотрудники пресс-службы судов, где зачастую проходят открытые заседания, выступают в качестве «связных» между правом и людьми.
«Это обладатели уникального контента, его необходимо преподнести максимально понятно, и при этом не упустить важные детали. Популярностью пользуются тексты, написанные максимально просто, лаконично, а иногда еще и с юмором», — делится специалист своим опытом.
Парадокс
Советник Центра перспективных управленческих решений Ольга Бинда считает, что отношения юристов и средств массовой информации демонстрируют кризис. «Адвокатура неохотно идет не контакт, настороженно относится к СМИ, боится неверных толкований, а журналисты не видят возможности конструктивного общения. В этом весь парадокс», — отмечает она.
Первый суд — это общественное мнение, подчеркивает специалист, и его нужно уважать. «Я призываю юристов быть к журналистам лояльнее», - добавляет Ольга Бинда.
Подробнее о том, как юристам наладить коммуникацию со СМИ — на круглом столе Legal Academy «С юридического на человеческий. Как говорить о праве».
Источник изображения: pixabay.com