Дело рук самих утопающих: как адвокату минимизировать гражданско-правовые риски

Взыскание гонорара, арест или лишение статуса – это лишь часть возможных последствий для адвоката, который защищает доверителя по уголовным делам об экономических преступлениях. Минимизация рисков, а также умение управлять ими, – одни из важных навыков для современного судебного защитника. Вице-президент Адвокатской палаты Москвы, партнер, соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Вадим Клювгант дает рекомендации для адвокатов и анализирует их профессиональные риски.
Время прочтения: 7 минут

Один адвокат в поле не воин

Профессиональные риски для адвоката при осуществлении защиты могут возникнуть по разным категориям дел. Наиболее наглядными в этом отношении для адвокатского сообщества сегодня являются дела по экономическим преступлениям. При этом в большинстве таких случаев речь идет о нарушениях самих принципов ведения адвокатской деятельности, отмечает эксперт в области уголовного права и уголовного процесса, законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре Вадим Клювгант. Примером таких нарушений являются переговоры, сопряженные с материальными обещаниями. Однако при осуществлении защиты доверителя разрешенными законом способами также могут возникать риски.

Вадим Клювгант выделил несколько причин, по которым адвокатам важно освоить навык управления профессиональными рисками в ходе своей детальности, в частности при защите по уголовным делам об экономических преступлениях:

  • Риски реальны и высоки, и тенденция в этом отношении негативная. Разнообразны также сами последствия – от лишения статуса и взыскания ранее полученного гонорара до осуждения на длительный срок лишения свободы;
  • Адвокаты, призванные помогать доверителям, должны быть сосредоточены на этом, а не на решении своих проблем. Такая задача требует от защитника понимания возможных рисков и принятия необходимых мер превентивного характера;
  • Неравноправие сторон при защите по уголовным делам об экономических преступлениях создает ситуацию неопределенности, в которой адвокаты осуществляют свою деятельность.

«Нашими оппонентами являются государственные структуры, правоохранительные органы. За ними стоит большой властный ресурс, право на осуществление репрессий, право на различные процессуальные и оперативные действия. У защитников в арсенале ничего из этого нет, еще и по этой причине мы уязвимы. Баланс полномочий в реальности смещен сильнее из-за того, что системно нарушаются принципы состязательности равноправия сторон судопроизводства, прежде всего, уголовного. При этом способы и виды нарушений профессиональных и процессуальных прав адвокатов со стороны наших оппонентов постоянно мимикрируют: появляются новые и видоизменяются прежние», – отмечает Вадим Клювгант.

Серьезность существующих рисков, уверен эксперт, требует от адвокатов защищаться максимально эффективно, а, следовательно, быть проактивными и использовать консолидированный опыт, накопленный профессиональной корпорацией.

Корпоративные источники информации о профессиональных рисках включают такие документы, как рекомендации и разъяснения Федеральной палаты адвокатов России, советов адвокатских палат субъектов РФ, которые регулярно анализируют ситуации, нарушения и посягательства на адвокатскую деятельность и на права защитников. Также Вадим Клювгант рекомендует следить за публикациями коллег-адвокатов по данной теме.

Защитник в случае нарушения его профессиональных прав может обратиться в комиссии по защите прав адвокатов, которые работают при ФПА РФ и практически во всех адвокатских палатах субъектов страны. Эти органы анализируют и обобщают опыт о фактах нарушений, а также разрабатывают рекомендации о правильных действиях, минимизации рисков. Помощь такого рода, подчеркивает Вадим Клювгант, оказывается только в ответ на обращение адвоката.

Универсальная рекомендация. В соответствии с нормами Кодекса профессиональной этики адвоката, защитник обязан исполнять принятые в пределах их компетенции решения органов адвокатского самоуправления. Исполняющий правильно эти решения защитник получает своеобразную профессиональную гарантию, так как не может быть привлечен в рамках корпорации к какой-либо ответственности (прежде всего, дисциплинарной).

Как минимизировать гражданско-правовые риски

Существует несколько категорий рисков – гражданско-правовой санкции, дисциплинарной ответственности в рамках адвокатской корпорации и уголовного преследования.

«В последнее время возросли гражданско-правовые риски, и особенно это заметно по процедуре дел о банкротстве. Но практикующие в этой области понимают, что в большинстве случаев гражданскому делу о банкротстве сопутствует одно или несколько уголовных дел. Гражданско-правовые санкции ретроспективно оспаривают заключенные соглашения об оказании юридической помощи. В этой ситуации получается, что помощь защитником уже оказана, работа выполнена, вознаграждение получено. Но потом по инициативе конкурсного управляющего, арбитражного управляющего или кредиторов, это соглашение оспаривается, аннулируется, и гонорар взыскивается, например, как неосновательное обогащение или как полученное по сомнительной сделке», – отмечает эксперт.

Чтобы минимизировать гражданско-правовые риски, Вадим Клювгант советует следовать нескольким рекомендациям:

  • При работе с юридическими лицами адвокат должен четко для себя идентифицировать этого доверителя еще на первом этапе, по возможности понимать реальную ситуацию, в которой находится организация. Особенно критичными являются случаи, когда юридическая помощь оказывается государственным корпорациям и предприятиям, которые подлежат дополнительному регулированию;
  • Адвокату стоит четко и конкретно определить предмет соглашения в формулировках, не вызывающих сомнений и двойных толкований. Из договора должно быть понятно, какие виды юридической помощи оказывались, в чем конкретно они выражались, а также как образовался гонорар;
  • Адвокату необходимо вести качественную и полную исполнительную документацию в рамках оказания юридической помощи. Из нее должно быть видно, что адвокат выполнил именно ту работу, о которой было заключено соглашение с конкретным доверителем.

Соблюдение данных рекомендаций, по словам Вадима Клювганта, снижает вероятность наступления негативных последствий в виде гражданско-правовых санкций, изъятий и взысканий. Актуальны они и для защиты от уголовного преследования, так как дела в отношении адвокатов зачастую основывают на том, как было выстроено взаимодействие с доверителем. Эксперт отмечает, что только в 2019 году было несколько заметных дел в московском регионе. Объединял их предмет обвинения, предъявленный и адвокату, и представителям доверителя (госкомпании), – хищение денег по сговору между сотрудниками или руководителем компании и защитником под видом оказания юридической помощи.

Подробности – в лекции Вадима Клювганта. 

Узнать больше

Рекомендуем

Статья

В суд и без «корочки»: можно ли стать адвокатом, не имея образования

В Найроби задержали адвоката Брайна Мвенда Ньяги. Местные СМИ утверждают, что его компетенции вызывают серьезные вопросы. Например, Ньяги не имеет лицензии, которая позволяет вести практику в Кении. Диплом юриста у него тоже отсутствует.

Статья

Что чувствует адвокат, защищая виновного?

Когда мы в редакции задумывали тему материала, то предполагали, что юристы с большой охотой поделятся своим мнением и взглядами друг с другом. Получилось совсем иначе - обычно открытые и готовые к разговору коллеги предпочли в публичном пространстве этот вопрос не обсуждать. Но согласились рассказать о личном опыте в формате «без микрофона».

Статья

Этика принципов: какое поведение недопустимо для адвоката в СМИ и Интернете

Впервые слово «этика» использовал древнегреческий мыслитель Аристотель. Оно подразумевало под собой «обычай или нравственный характер». Применительно к адвокатам этику можно рассматривать как некий симбиоз свода корпоративных правил, правовых предписаний и нравственных норм. Какую роль она играет в деятельности юриста и как именно этика регламентирует поведение специалистов в публичных пространствах, читайте в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать