В 1906 году в юридической газете «Право» был опубликован интересный случай.
Прекращается ли с потерею посессионного владения заводскою дачей право владельца на золотые прииски и россыпи, открытые в этой даче еще до перехода ее в казну?
Вопрос возник по иску Безкаравайного к м-ву земледелия о праве на пользование, впредь до выработки, приисками в Ирбинской заводской даче и решен суд. палатою в утвердительном смысле в виду того, что по точному смыслу ст. 387 т. Х ч.1 и ст.193 ии слл. уст. горнорудные месторождения, в том числе и золотые россыпи, составляют принадлежность земли и разделяют юридическую судьбу этой последней.
Право Безкаравайного на прииски должно поэтому считаться утраченным с момента потери им посессионного права на Ирбинскую дачу, тем более, что относительно этой дачи последовало в 1890 г, особое Высоч. повеление, предоставившее министру государств. имуществ войти с особым представлением об открытии дачи для частной золотопромышленности, каковое представление до сих пор не последовало, в виду чего дача должна быть признана недоступной для частных золотопромышленников.
В кассационной жалобе Безкаравайный указывал, что по силе ст. 403 т. Х ч. 1 ист. 430 уст. горн. прииск составляет не составную часть недвижимого имущества, а совершенно самостоятельное имущество движимое, которое не может быть отнято у посессионного владельца дачи даже в случае неисправности его в исполнении его посессионных обязанностей.
Жалоба оставлена без последствий.
Комментарий адвоката, советника Федеральной палаты адвокатов РФ Ольги Власовой.
Посессионное право (лат. possessio — владение) — один из видов имущественного права в Российской империи XVIII—XIX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства.
После крестьянской реформы 1861 года возникла проблема квалификации посессионного права, заключавшуюся в определении прав казны и заводчиков на посессионные земли.
В своем существе разногласия сводились к выяснению того, передала ли казна право собственности на посессионные земли заводчикам или сохранила его за собой. «Адвокаты» посессионеров обнаруживали в их правах на посессии элементы владения, пользования и распоряжения и доказывали, что их совокупность составляет право собственности, хотя и ограниченное использованием пособий только для нужд заводов. Казна и ее защитники настаивали на том, что, передав заводчикам «отдельное владение» на посессии, государство не утратило своего права собственности и поэтому по отношению к ним само выступало в роли ограниченного собственника. При сложившейся правовой коллизии не представлялось возможным дать несомненное обоснование принадлежности посессий казне или заводчикам.
В настоящий момент все вопросы, связанные с правовыми и экономическими основами комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечения защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, в том числе при разведке, добыче и первичной переработке минерального сырья, содержащего полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащего полезных ископаемых и полезных компонентов, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 25.12.2023) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024).
Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые полезные ископаемые, подземные воды, специфические минеральные ресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или частной собственности.
В соответствии со ст. 11 указанного закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами.
Именно лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
В ст. 21 указанного закона установлен порядок прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами
Принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26 этого же закона горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией.
То есть никакие права пользователя недр после прекращения действия соответствующей лицензии на открытые месторождения полезных ископаемых не сохраняются.