Цена обмана: стоит ли быть откровенным с юристом?

Эксперты «Сферы» поделились яркими историями, которые лучше любых слов расскажут о том, стоит ли врать своему адвокату. Даже если на кону ненужная огласка фактов. А еще поделились секретами того, как вывести на чистую воду клиента, который хочет утаить правду.
Время прочтения: 8 минут

Опытные юристы в голос говорят: своему представителю в суде надо доверять также, как и доктору, ничего от него не утаивая.

«С юристом, как и с врачом, следует быть полностью откровенным. Доверитель, обращаясь к юристу, защищен законом о персональных данных, законом о коммерческой тайне, уголовным кодексом, запрещающим нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137 УК РФ), а доверители адвокатов – также кодексом профессиональной этики адвоката», — поясняет Антон Палюлин, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры», судебный эксперт.

И следуя кодексу юрист должен считать, что все сведения, предоставленные ему клиентов, достоверные.

«Пунктом 9 Кодекса профессиональной этики адвокатов прямо закреплен принцип достоверности представленных доверителем сведений и документов. То есть, принимая поручение, юрист априори исходит из того, что он работает с достоверными документами, все сведения, сообщенные клиентом, являются верными», - рассказывает Евгений Самсонюк, генеральный директор юридической компании ЮРИТЕХ.

Но, увы, клиенты, которые обращаются в адвокатские бюро, не всегда помнят о принципе честности и иногда пытаются умолчать или утаить о каких-либо, как им кажется, неважных для дела факторов. Как это влияет на ход дела и чем оборачивается для юристов?

Экстренная защита

По словам Евгения Самсонюка не редки случаи, когда в ходе судебного заседания выясняется, что реальная правовая картина дела совершенно другая и доверитель предоставил подложные документы или скрыл чрезвычайно важные обстоятельства.

«В таких случаях юристу приходится экстренно, прямо в ходе судебного разбирательства, менять позицию либо под протокол судебного заседания вносить сведения о том, что от доверителя поступили ложные сведения, документы. Это неминуемо ведет к отрицательному решению суда», — говорит генеральный директор юридической компании ЮРИТЕХ.

Эксперт, основываясь на своем 17-летнем опыте, утверждает, что в 99% случаях суд выносит отрицательное решение только по этой причине – клиент ввел в заблуждение, предоставил заведомо подложные доказательства. Мы собрали несколько реальных примеров, когда ложь доверителей вскрывалась в ходе заседания.

Неумелая продажа

Руслан Мирзеханов, юрист, который специализируется на банкротстве и работе с бизнесом, генеральный директор ООО «Юрхэлп», вспоминает, как однажды во время процедуры банкротства клиент умолчал о наличии у него автомобиля.

«А затем в тайне от меня продал его. Так он хотел сохранить имущество, которое обязан был реализовать. Почему-то посчитал, что спрячь он этот факт от меня, и никто не узнает. Но все сделки досконально проверяются. Этот необдуманный шаг поставил под вопрос проведение всей процедуры списания долгов», — рассказал «Сфере» Руслан Мирзеханов.

Была ли подпись?

Еще один подобный случай произошел в практике Елены Линник, юриста, заместителя директора юридической компании «ПАРИТЕТ»:

«Клиент уверял меня, что он не подписывал договор. Потом выяснилось, что все-таки он его подписывал. На вопрос как так получилось, он ответил, что «то ли забыл, то ли запутался». В итоге, естественно, этот договор стал камнем преткновения и от иска пришлось отказываться. Этого бы не случилось, если бы клиент изначально сказал правду, и юрист оценивал бы перспективность дела с учетом всех обстоятельств».

Деньги за рубеж

Антон Палюлин, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры», судебный эксперт, приводит в пример случай, когда ложь клиента затянула судебный процесс на целый год:

«У меня в практике случалось, что клиент, желая скрыть от юриста сложность своей ситуации и снизить цену договора на юридическое сопровождение, скрывал или лгал о своей ситуации, надеясь на то, что сведения о его деятельности не станут известными. К примеру, клиент, чье дело мы вели в деле о банкротстве физического лица, скрыл и от суда, и от своих юристов факт того, что большую часть своих накоплений потратил на вывод за рубеж с целью приобретения там недвижимости. Однако, этот факт вскрылся в ходе розыска счетов арбитражным управляющим. Клиенту грозила ст.196 УК РФ «Преднамеренное банкротство». Судебный процесс затянулся еще на год, но нам удалось не только снять с него подозрения, но и добиться признания должника банкротом, предъявив выписки из зарубежных реестров недвижимости о том, что у клиента в данной стране недвижимость отсутствует».

Тайные визиты

Адвокат Марина Пантелеева рассказывает, как из-за одной маленькой лжи все дело пошло прахом:

«Клиент, выписывая из квартиры свою племянницу, сказала, что та никогда не приходила к ней. Но в суде выяснилось, что приходила до суда и этому есть свидетели! Вот пример последствия утаивания информации. А это был ключевой момент, который уточнялся на консультации».

С другим подвидом лжи столкнулся Андрей Руденко, практикующий адвокат из Ростова-на-Дону, к которому обратился клиент из-за срыва поставки. Он уверял, что контрагент на связь не выходит, а товар лежит год на складе продавца, в связи с чем тот несет убытки.

«Отдельно отсмотрели положения договора, уточнили, была ли официальная переписка. Получив отрицательный ответ пошли в суд. В суде от оппонента выяснили, что те три месяца писали письма продавцу с просьбой указать склад отгрузки. Представили квитанции. Выяснилось, что письма наш клиент получал, но решил промолчать. Иск чудом урегулировали, заплатив за юристов оппонента, поскольку был риск получить встречное требование по неустойке за неотгрузку товара», — вспоминает Андрей Руденко.

Маленькая или большая ложь

Практикующим юристам постоянно приходится работать с утаиванием информации.

«Бывало, наши клиенты умалчивали о совершенных сделках или о наличии того или иного имущества, надеясь, что если не упомянуть эти факты в заявлении о признании банкротом – то никто их не обнаружит. Врали заказчики и о том, что не трудоустроены, на самом деле получая зарплату на руки, пряча ее таким образом от кредиторов. Скрывали, что состоят в браке, раз теперь штамп в паспорте не обязателен, чтобы уберечь совместно нажитое имущество от попадания в конкурсную массу. Все эти действия приводят к риску итогового несписания долгов, даже если юрист ранее вел дело идеально», — подытоживает Евгения Боднар, юрист по банкротству физических лиц компании «Финансово-правовой альянс».

Нос, как у Пиноккио

Но как распознать, что клиент не договаривает важную информацию? Он же не Пиноккио, кончик носа при этом у него не начинает расти. У экспертов «Сферы» есть несколько проверенных методов.

«Для себя я выявила единственный способ установления истинности полученной от клиента информации — подтверждение слов письменными доказательствами», - говорит Кристина Теслицкая, юрист частного и публичного права.

Ее многолетний опыт научил доверять только фактам.

«Чем раньше будет установлено искажение фактов, тем лучше, в первую очередь, для самого же юриста, поскольку нет ничего хуже в ходе судебного разбирательства выяснить, что ты владеешь недостоверной информацией, поскольку здесь на первый план выходит уже профессиональная этика», —  рассказывает Кристина Теслицкая.

Мимика вруна

Раскусить клиентов, которые хотят что-то утаить, можно, застав их врасплох, считает Дмитрий Мелека, представитель коллегии адвокатов «Тактик Про»:

«Юристы, имеющие опыт и знания в области невербальной коммуникации, могут обнаружить признаки лжи у клиента. Это могут быть недостаточное количество деталей, несоответствие показаний или неверное поведение. Иногда хорошим способом проверить истинность рассказа клиента можно неожиданным или неудобным вопросом. Это может нарушить заранее подготовленную историю и выявить ложь».

Чек-лист для лжеца

Андрей Руденко, практикующий адвокат из Ростова-на-Дону, выработал целый чек-лист, позволяющий отличить правду от лжи. Цитируем:

  1. Клиент спешит. Ясно, что может быть просто спешит, но если требование идет под истечение сроков давности - 90%, что с документами что-то не так;
  2. У клиента нет нужных документов. Потерян оригинал договора, нет накладной или платежных документов - уже что-то не чисто;
  3. Вас пытаются убедить, что это «легкий спор» / «легкое дело». Бывают дела типовые, по которым сложилась судебная практика. Бывают дела уникальные, по которым судебной практики нет. Вот только дело рассматривает судья, и только он знает, как он будет его разрешать. Тем паче, что судебная практика в современной юриспруденции - история довольно условная и необязательная. Ну, и главные вопросы. А как догадался клиент, что дело легкое? А если оно легкое, зачем ему юрист? Правильный ответ: с фактурой что-то не так, а кого-то надо будет обвинить в неудаче, если все пойдет не по плану.

Правда, и ничего, кроме правды

Многие адвокаты сразу оговаривают с клиентами последствия, к которым может привести утаивание информации. И исходя из многолетней практики, перепроверяют полученные данные.

«Очень часто бывает, что в силу опыта понимаешь, что в ситуации, о которой клиент рассказывает, просто не может быть такого развития событий, потому что ты ситуацию уже видел какое-то количество раз и знаешь, как она должна развиваться», - говорит Александр Боднар, гендиректор ГК «Рюрик».

Эксперт, общаясь с клиентами, советует им сразу рассказывать все обстоятельства дела, доверяя юристу определить, насколько важна та или иная информация.

«Как правило, работая с клиентом, мы перепроверяем информацию по своим каналам и источникам, особенно если речь идет о споре или конфликте родственников. Затем весь объем полученной информации анализируется и на этом этапе всплывают важные нестыковки, если они в этом деле есть», —  подытоживает Александр Боднар.

Этой же позиции придерживается и Руслан Мирзеханов. По его мнению, чтобы не пришлось вылавливать ложь каждый раз и находиться в напряжении, важно на берегу обсудить с клиентом правила взаимодействия и разъяснить, что в его случае всегда нужно говорить юристу правду.

Горькие последствия

Еще один вариант — сразу же рассказать клиенту о последствиях.

«Я не ставлю задачу доверителю рассказать правду, я объясняю ему, что буду защищать из тех данных, которые он мне предоставит. Конечно, встречаются и откровенные лжецы, но с высоты своего опыта, я не стану им говорить, что они лгут - я лишь улыбнусь, и скажу, что это звучит нелепо и вряд ли суд в это поверит», - делится опытом Сергей Власов, адвокат, председатель Международного Союза адвокатов в Сибирском Федеральном округе

Ложь не во благо

Проблема в том, что от обмана доверителя страдает не только он, но и человек, который представлял его интересы в суде.

«Даже самая, по мнению клиента, незначительная ложь может прямым образом сказаться на ходе дела. Проигрышное дело доя юриста — это испорченная статистика, которую эксперты нарабатывают годами. А это — репутация, имидж, привлекательность для клиентов. И ты не сможешь объяснить всем, что произошло это не из-за твоей некомпетентности, а по причине того, что клиент зачем-то решил схитрить», — говорит Руслан Мирзеханов.

По словам Елены Линник, юриста, заместителя директора юридической компании «ПАРИТЕТ» после выявления лжи пострадать может и авторитет адвоката в суде:

«Судьи в следующих процессах могут относиться с недоверием к версии этого юриста, который ранее был пойман на лжи. Ну а вообще тут надо разграничивать явную ложь (искажение фактов), которая действительно является злоупотреблением и вводит суд в заблуждение, и менее явную ложь (умалчивание, недосказанность, приукрашивание и т.д.). Последнее практически всегда применяется юристами в судебных процессах и судьи к этому относятся привычно и с пониманием».

Кроме того, если обман вскроется, это может грозить и иными санкциями для адвокатов.

«Юристы могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если их действия или бездействие приводят к нарушению профессиональных стандартов и этики», — поясняет Максим Юзифович, генеральный директор юридической компании LEGAL RIGHT.

Но и это еще не все.

«Также предоставление суду заведомо ложных документов от имени клиентов грозит возбуждением уголовного дела по ч.1. ст. 303 УК РФ», - рассказывает Евгений Самсонюк, генеральный директор юридической компании «ЮРИТЕХ».

Есть, правда, и иное мнение профессионального сообщества:

«Считаю, что ложь доверителя никоим образом не вредит юристу и не способна повлиять на его карьеру, потому что юрист — это профессиональный советник по юридическим вопросам, а все решения о том, какую позицию занимать, и какую правду рассказывать, остаются за доверителем, и, в конечном итоге, результат влияет лишь на его судьбу, жизнь, карьеру», — считает Сергей Власов.

И все же своему юристу лучше не лгать. Чем большим количеством фактов он будет обладать, чем больше подтверждающих документов у него будет, тем выше шанс на победу.

Рекомендуем

Статья

Тест, собеседование и КИС АР: как изменится экзамен на статус адвоката

В связи с изменениями в законе «Об адвокатуре» принимать экзамен на получение статуса адвоката будут по-новому. Соответствующий проект приказа, подготовленный Минюстом РФ, уже выложен на общественное обсуждение. В деталях разобралась «Сфера».

Статья

Искусство выбора: как определить профессионала на первом собеседовании

Как нанять на работу квалифицированного юриста? Как и какие компетенции оценивать? Какие вопросы задавать на собеседовании? Мы попросили экспертов «Сферы» поделится опытом, как из сотен резюме выбрать именного того, кто вольется в коллектив и станет сильным игроком в команде.

Статья

Права для адвоката: самозащиту сделают обязанностью

Федеральной палатой адвокатов в июне 2024 года было утверждено новое Положение «О порядке осуществления защиты профессиональных прав адвокатов». Декларируется, что нововведения направлены на развитие действующих положений в благоприятную для адвокатского сообщества сторону. О деталях — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать