Можно договориться
Поправки, которые предлагают внести парламентарии, касаются зон с особыми условиями использования территорий. К ним относятся придорожные полосы автомобильных дорог, зоны железных дорог и линий связи.
Авторы проекта уверены, что в случае принятия закона удастся минимизировать снос объектов капитального строительства, а также избежать споров о законности их постройки. Сегодня выход только один - разрушение, но может появиться и альтернатива в виде обхода.
"Конечно, спасти дом получится не всегда. Однако важно, что закон будет допускать такую возможность в принципе", - говорит председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Предполагается, что собственники имущества смогут заключить соглашение со строительными компаниями и лицами, в чьих интересах строится объект, например, с государством. Эксперты уверены, что законопроект существенно повысит защиту прав граждан.
Однако в нынешнем документе не прописано четких правил. Отмечено лишь, что материальная ответственность может быть возложена сразу на нескольких лиц. Под ней подразумевается финансирование технических решений, позволяющих обеспечить безопасность строящихся объектов и уже возведенных домов.
Для простоты понимания можно привести пример с дачниками, чье имущество нередко встает на пути большого строительства. Например, владелец участка не готов продавать свою землю или поменять на другую территорию, но он не против заключить соглашение с застройщиком. Дачник может предложить ему самостоятельно, из своего кармана оплатить убытки или техническую экспертизу, чтобы сохранить участок. Аналогично может поступить застройщик. Например, возвести стену вокруг участка гражданина, поменять проектную документацию и так далее. Вариантов для дискуссии будет немало.
"Сносят дома ради дороги"
Новостей с таким заголовком – десятки. И это только за 2023 год. В городах появляется все больше критически важной инфраструктуры, для которой необходима территория. Растет и количество населения, личных автомобилей становится больше, а построенные еще в советское время магистрали не справляются с нагрузкой.
Например, в Екатеринбурге ради расширения улицы Татищева планируют снести восемь жилых домов и стихийный рынок. C землей сравняют пятиэтажки, трехэтажную сталинку, несколько двухэтажек и частный сектор. Часть жителей ни за какие деньги не готова оставить дома, а еще часть не согласна с суммой компенсации. Договориться с гражданами не получается, мэрия прямым текстом приглашает всех несогласных в суд. Кажется, что предложенные депутатами поправками могли бы помочь людям, а пока остается только собирать вещи или готовиться к судебным разбирательствам.
При этом вероятность, что суд встанет на сторону людей, минимальна. Основания для изъятия определены законом (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Государственные и муниципальные нужды являются весомым основанием для передачи собственности.
По словам генерального директора юридической компании "Гебель и партнеры" Сергея Гебеля, если процедура изъятия проводилась на законных основаниях и по всем правилам, то собственник может оспорить только размер предоставленной компенсации и больше ничего. Следует помнить, что в сумму включается не только рыночная стоимость имущества, но и понесенные убытки, в том числе дополнительные расходы, связанные с изъятием.
Конечно, небольшой шанс есть, и существует подтверждающий это кейс. Так, в 2018 году в Новороссийске собственник оспорил постановление об изъятии по причине того, что власти не собирались строить на земле объекты муниципального значения, хотя утверждали о таком намерении.
Решение об изъятии может быть принято в течение 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории. До августа 2019 года такой срок был в два раза меньше.
Важные объекты
Не исключено, что в ходе чтений народные избранники доработают законопроект и внесут в него еще несколько критериев, по которым можно будет признать территорию с частными домами особой зоной и разрешить их сохранение.
Например, такие поправки помогли бы жителям Оренбурга. Недавно они пожаловались депутатам Госдумы на местных чиновников из министерства архитектуры. Ради дороги там хотят снести не только частные дома, но и объекты торговли, детский сад, дачный массив и даже два водозабора и канализацию высокого давления. Внесение последних объектов в перечень запрещенных к сносу могло бы повлиять и на сохранение домов.