Что такое экономические индексы?
Под индикаторами или индексами развития принято понимать рассчитанные на основе статистики экономические и финансовые данные, характеризующие определенную сферу экономики и говорящие о ее текущем статусе.
Данные регулярно обновляются и публикуются различными государственными и частными организациями. Это позволяет участникам рынка отслеживать нужные им показатели, контролировать и планировать работу своих компаний.
Индекс Биг Мака
Индекс Биг Мака — это самый популярный нестандартный показатель в мире. Его используют для оценки стоимости валюты с помощью бургера из сети ресторанов McDonald's и называют наглядным упрощенным примером закона паритета покупательной способности.
Согласно этому закону, при условии отсутствия каких-либо транспортных издержек и торговых тарифов, и при наличии свободной конкуренции, одинаковые товары в разных странах должны продаваться по одной и той же цене, выраженной в одинаковой валюте.
В первые стоимость валют в разных странах мира, основываясь на цене бургера, сравнил журнал The Economist. Это произошло 6 сентября 1986 года. Корреспонденты издания в качестве эксперимента начали покупать Биг Мак в ресторанах в сети McDonald's в США, Великобритании, Германии, Австралии, Ирландии и других странах – бургер готовится одинаково во всем мире, а в его цену, помимо стоимости ингредиентов, включены услуги официантов и поваров, аренда помещений, коммунальных услуг и прочее. После The Economist сравнил цены и на основе этих данных сформировал отчет, в котором представил общественности, где и насколько переоценена или недооценена местная валюта.
Несмотря на то, что индекс Биг Мака дает искаженный результат, он продолжает оставаться самым популярным нестандартным экономическим индикатором в мире.
Индекс длины юбок
Индекс длины юбок или длины подолов ввел в 1926 году профессор Уортонской школы университета Пенсильвании Джордж Тейлор.
Он заметил, что в периоды экономических застоев женщины перестают носить короткие юбки, в отличие от времен, когда экономика развивается и идет на подъем. Профессор высказал предположение, что чем лучше обстоят дела в экономике, тем более дорогие чулки могут покупать и демонстрировать в обществе женщины. Соответственно, в моменты кризиса прекрасные леди, не имея возможности купить красивые чулки, прячут ноги за длинными подолами.
Индекс длины юбок периодически поддавался критике. Одно из относительно свежих исследований этой теории провели специалисты Школы экономики и бизнеса при Университете имени Эразма Роттердамского в Нидерландах. Они собрали и проанализировали ежемесячные данные о длине юбки в период с 1921 по 2009 год, придя к выводу, что никакой связи между состоянием экономики и этим предметом одежды нет.
Индекс губной помады
Концепция индекса губной помады довольна схожа с индексом длины юбок. Её создатель глава косметической корпорации Estеe Lauder в 2001 году предположил, что во время экономических потрясений женщины тратят больше денег на макияж (помаду), так как не могут себе позволить купить дорогие платья и украшения.
По этому индексу сложно строить прогнозы, так как между продажами помады и состоянием экономики не всегда существует корреляция. Есть примеры, которые показывают рост продаж косметики во времена экономического процветания и падение продаж во время кризиса.
Индекс мужских трусов
Этот индекс в 1970-е годы поддерживал председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен. Он связывает постоянство продажи нижнего мужского белья магазинами с финансовой стабильностью у мужчин.
По его логике, трусы не являются предметом роскоши для сильной половины человечества, это необходимость. Следовательно, продажи белья будут оставаться стабильными в любое время, кроме экономических кризисов, когда одну пару придется носить дольше, чем обычно из-за экономии денег.