Проблема первая: документооборот
Простая на первый взгляд задача обмена большого количества необходимых документов на деле может обернуться маленькой катастрофой. Необходимые для процесса материалы постоянно переходят из рук в руки как внутри одной команды, так и между сторонами. Юристам приходится не только тратить время на обеспечение своевременной передачи документов, но и обеспечивать ее безопасность. При этом привычные инструменты, вроде электронной почты, оказываются не эффективными.
«Вы готовитесь подать иск в арбитражное учреждение, для этого есть установленный адрес электронной почты. Но документов достаточно много, и превышается тот объем, который может содержать в себе одно сообщение. Соответственно, документы необходимо отправить в несколько операций, повышаются риски что-то забыть и не отправить. Другой стороне также неудобно скачивать информацию из разных писем», – приводит пример Мартин Кролл.
От использования электронной переписки юристы перешли к другому решению – облачным хранилищам. Однако и здесь есть множество неудобств, отмечает эксперт. Так, у каждой стороны будет собственное облако, контролирует которое исключительно владелец – а значит есть риск удаления или изменения документов. Кроме того, арбитражные учреждения продолжат направлять документы по электронной почте, то есть у участников процесса не будет единой базы всех нужных материалов. «Кроме того, использование таких сервисов не совсем безопасно, потому что если кто-то из участников стирает доступ к своему аккаунту, вы не можете позвонить поставщику услуг – в Google или Dropbox – и попросить оперативно заблокировать доступ, удалить все данные. Эти сервисы на такое просто не рассчитаны», – комментирует эксперт.
Такие проблемы могут решить virtual data rooms. Эта технология, которая представляет собой защищенную систему управления документами, уже активно используется юристами как инструмент в корпоративных сделках и комплаенс-контроле. «Основное преимущество data room – это одно хранилище, которое используют все участники арбитража. Соответственно, есть общая база со всеми документами, исходящими как от сторон, так и арбитров, и арбитражного учреждения. Документы оттуда нельзя удалить или изменить», – объясняет Мартин Кролл. Преимущество такого инструмента заключается и в возможности подключения дополнительных функций, которые направлены на обеспечение конфиденциальности и безопасности данных, например разных режимов для участников процесса. Однако пока что использовать virtual data rooms можно только после согласования со всеми участниками и только за отдельную плату. О желании использовать эту технологию стоит заранее уведомить как арбитражное учреждение, так и вторую сторону. В заявлении, отмечает Мартин Кролл, необходимо указать, какое программное обеспечение планируется использовать, обосновать выбор поставщика или предложить несколько альтернатив, сообщить о его стоимости. Цены на такую услугу варьируются – от десяти до сотни долларов за одного участника.
У проблемы документооборота есть и другое решение – использовать программное обеспечение самого арбитражного учреждения. Преимуществ у этого решения много – доступ к системе предоставляется только после проверки полномочий, доступность всех важных документов и уведомления участникам о добавлении новых материалов, а состав арбитража может ставить сторонам конкретные задачи в случае необходимости. Однако пока что далеко не все третейские суды могут предложить такие готовые структурированные системы.
Проблема вторая: устные слушания
Во время пандемии большинству судов пришлось уйти в онлайн и проводить виртуальные слушания. О безусловных преимуществах нового формата работы говорят многие юристы. Однако и здесь у сторон, как и у суда могут возникнуть проблемы. «Другим ресурсоемким процессом в арбитраже является проведение устных слушаний. Основной проблемой здесь является необходимость готовить к слушаниям документы и эффективно ссылаться на них, а значит находить их в процессе выступлений. Кроме того, необходимо следить за выступлениями другой стороны и готовиться задавать вопросы», – говорит Мартин Кролл.
Эксперт предлагает два эффективных решения:
- Electronic hearing bundle/Online hearing bundle – технология, которая уже используется Верховным судом Великобритании. С помощью специального программного обеспечения все документы, необходимые для разбирательства, собираются в общий PDF-том. Каждый участник слушаний использует мультимедийный экран, куда в нужный момент выводится страница, на которую ссылается выступающий. При этом, отмечает Мартин Кролл, в такой технологии может и не быть необходимости, если используются data room или специальное ПО арбитражного учреждения.
- Live-протокол. «Он представляет собой расшифровку выступления, которая происходит автоматически в режиме реального времени и выводится на экран перед участниками. Они могут сделать выделения в тексте, оставлять комментарии – это снижает риск того, что что-то будет упущено. Но к сожалению, эта технология доступна только на английском языке», – объясняет Мартин Кролл.
Проблема третья: кибербезопасность
Несмотря на эффективные решения, цифровые технологии несут в себе и значительные риски. Арбитражные учреждения во всем мире сталкиваются с проблемой кибербезопасности. «Есть множество примеров атак, например в 2015 году была произведена атака на сайт PCA (Permanent Court of Arbitration – Постоянная палата третейского суда, международный арбитражный суд, расположенный в Гааге), в результате которой были похищены данные пользователей, в 2016 году перед Олимпиадой проводились атаки на сервера CAS (Court of Arbitration for Sport — спортивный арбитражный суд) и WADA (World Anti-Doping Agency – Всемирное антидопинговое агентство). В 2018 году Wikileaks опубликовали решение суда ICC (International Chamber of Commerce – Международная торговая палата), из которого усматривалось, что французская компания поставляла вооружение на Ближний Восток вооружений на сумму, превышающую 3,6 миллиарда евро, в обход действующих на тот момент ограничений», – рассказывает Мартин Кролл.
Кибератаки, как и элементарная утечка данных по неосторожности, могут случиться и в куда более простых процессах. О том, как защитить используемую в арбитражном суде информацию, кто должен за это отвечать и какие способы придумали юристы для сохранения конфиденциальности – в лекции Мартина Кролла в рамках курса «Арбитраж (третейское разбирательство)».