Поправки в ст. 183 УК РФ разработаны по поручению президента России и направлены на защиту конфиденциальной информации. Дело в том, что сведения из таможенных баз относятся к налоговой тайне, так как содержат данные о налогоплательщиках. С развитием цифровых технологий и внедрением искусственного интеллекта в таможенном контроле риск утечек значительно возрос.
«Уже выявлено 65 интернет-ресурсов, которые незаконно распространяют такую информацию. Хотя эти сайты блокируют, а виновных привлекают к ответственности, черный рынок продолжает расти. Особую опасность эти утечки представляют в условиях санкций, когда раскрытие схем импорта санкционных товаров может нанести ущерб российским компаниям и экономике в целом. Кроме того, такие преступления искажают конкурентную среду. Сейчас наказания за эти нарушения недостаточно строгие — часто ограничиваются штрафами, что несоразмерно причиняемому ущербу», — говорится в пояснительной записке к документу.
Как изменятся наказания
За разглашение коммерческой/налоговой тайны (часть 3 статьи 183 УК РФ):
- штраф исключается из числа основных наказаний,
- минимальный срок лишения свободы — 2 года,
- дополнительный штраф — до 5 млн рублей.
За те же действия, повлекшие серьезный ущерб (часть 4 статьи 183 УК РФ):
- минимальный срок — 3 года,
- штраф — от 1 до 5 млн рублей.
Двойной эффект
«Главные плюсы новых правил — это более надежная защита стратегически важных данных. Особое внимание уделяется сохранению в тайне производственных цепочек и логистических схем, что помогает обходить санкционные ограничения», — считает серийный FinTech and DeFi предприниматель, разработчик и аналитик WEB3Bureau Александр Вайс.
При этом, по его мнению, возникает серьезный риск для обычных пользователей: даже если конфиденциальная информация попала к вам случайно (например, из открытых источников) и хранится на личном устройстве без злого умысла, доказать отсутствие преступного намерения перед правоохранителями будет крайне сложно. Новые нормы фактически ставят под удар всех, кто так или иначе работает с подобными данными.
По словам председателя коллегии адвокатов «Жамкочян и партнеры» Каро Жамкочяна, под действие закона попадают не только сотрудники банков, но и все, кто участвует в схемах с «утечками» данных: дропперы (посредники в обналичивании), IT-специалисты и те, кто перепродает базы данных.
«К недостаткам можно отнести: риск назначения более сурового наказания даже при ограниченном участии в совершении данного преступления, нагрузку на уголовное судопроизводство, дополнительные проверки со стороны банков и надзирающих органов», — отметил Каро Жамкочян.
Судебная практика по делам о хищении банковской тайны пока не отличается разнообразием, а новые поправки могут создать дополнительные сложности в ее становлении. Теперь следствию придется доказывать корыстный мотив или факт причинения крупного ущерба.
Несмотря на это, отмечают эксперты «Сферы», законодательные изменения призваны усилить защиту не только финансовых интересов граждан, но и экономической безопасности страны.
Ужесточение наказаний за преступления, связанные с банковской тайной, теоретически должно сократить количество утечек. Однако реальный эффект от этих мер будет определяться не столько строгостью закона, сколько качеством работы следственных органов и последовательностью судебной практики.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com