Изменения вносятся в федеральный закон «О рекламе», который дополняется новой статьей 28.1. Отныне юридическим компаниям, предлагающим гражданам услуги по банкротству, при саморекламе запрещено:
- гарантировать либо обещать освобождение от долгов;
- призывать не погашать задолженности или утверждать, что это возможно;
- использовать формулировку: «государство создало специальную систему для освобождения граждан от обязательств».
Теперь в рекламе в обязательном порядке будет фигурировать оговорка: «Банкротство влечет негативные последствия, в том числе ограничения на получение кредита и повторное банкротство в течение пяти лет. Предварительно обратитесь к своему кредитору и в многофункциональный центр (МФЦ)». Это предупреждение должно быть заметным для публики, например, в текстовой варианте занимать как минимум 7% объявления, в аудиорекламе – звучать не меньше 3 секунд.
Цель нововведений описана в пояснительной записке к законопроекту. Авторы утверждают, что сейчас на рынке действует много фирм, которые используют агрессивную рекламу и предоставляют недостоверную информацию о своих услугах. Аудитория таких компаний – уязвимые люди, попавшие в тяжелую финансовую ситуацию. Они «ведутся» на заманчивые обещания и становятся жертвами злоупотреблений.
Надо сказать, что подобная практика — не новшество. Во многих странах, включая США и Великобританию, государственные органы строго регулируют рекламу услуг по списанию долгов, выпуская специальные инструкции и следя за их исполнением.
Ответственность и влияние на рынок
Последствия могут быть такие:
- привлечение к административной ответственности по статье 14.3 КоАП со штрафом для юридического лица до 500 тысяч рублей;
- блокировка сайта компании по решению суда;
- взыскание с недобросовестной фирмы убытков, понесённых в результате нечестной рекламы банкротных услуг.
Нельзя исключать, что на фоне изменений рынок «поредеет» - юридические компании с агрессивным маркетингом уйдут, а оставшиеся на фоне сокращения конкурентов поднимут цены. При этом псевдоюристы, которые не смогут напрямую рекламировать «гарантию списания долгов», могут продавать ее клиентам при личном контакте как дополнительную «эксклюзивную» услугу.
Плюсы и минусы
Профессионалы знают: гарантировать списание долгов незаконно. Конституционный суд еще в 2007 году указал это в Постановлении № 1-П. Однако псевдоконсультанты смело обещают такой результат, более того – прописывают его в договоре, одновременно включая в документ пункты, позволяющие не возвращать клиенту деньги в случае неудачи.
Теперь таких деятелей будет контролировать ФАС, а благодаря публичности рекламы они станут более заметными. Это дает надежду, что в перспективе рынок «очистится» от нечистоплотных «раздолжнителей», повысится качество оказываемых гражданам услуг. Кроме того, честным юридическим компаниям не придётся оправдываться перед клиентом - можно будет просто ссылаться на новый закон.
Помогут нововведения и судам. Сейчас при рассмотрении исков о недобросовестной рекламе они на своё усмотрение интерпретируют ситуацию. В одних случаях рекламодателей привлекают к ответственности, в других – нет. Вероятно, практика рассмотрения таких споров станет единообразнее.
Но есть и обратная сторона медали. Псевдоконсультанты полностью не уйдут с рынка. Не имея возможности громко рекламировать себя, они сосредоточатся на адресной работе с должниками: будут обещать им при личном контакте все то, что запрещено анонсировать публично. Это создает риск увеличения количества случаев «невидимого» для контролирующих органов мошенничества. И вряд ли многие обманутые люди пойдут судиться с аферистами.
Еще один нюанс: в законе четко сформулирована только одна фраза – по поводу возможных последствий банкротства. Отсутствие других рекомендаций создает некоторые риски для добросовестных юридических компаний. Например, фраза «Устали платить кредиты? Пройдите банкротство» напрямую не предлагает нарушать обязательства перед банками. Но при желании ее можно трактовать как косвенный призыв. И наоборот, неопределенность дает мошенникам шанс обойти ограничения с помощью обтекаемых формулировок.
Как именно будет развиваться ситуация и в чью пользу – покажет время. Есть надежда, что на практике сформируются понятные прикладные правила интерпретации рекламных сообщений. Правда, для этого кому-то придется посудиться с контролирующими органами и набить шишки.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com