200 тысяч за отобранный журнал: как заключенные пытаются отстаивать свои права

Осужденный из Санкт-Петербурга попытался вернуть себе журнал, который прислали его родственники, через суд. И это далеко не первый случай, когда заключенные оспаривают свои права. Чем это заканчивается и есть ли у них возможность менять правила отбытия наказания, «Сфера» выясняла у экспертов.
Время прочтения: 6 минут

Денежную компенсацию в размере 200 тысяч рублей пытался взыскать Артем Прохоренко у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Мужчина был недоволен тем, что каждый раз при выходе из камеры сотрудники тюрьмы имели при себе служебную собаку, которая лаяла. Он считал, что факт осуждения к пожизненному лишению свободы не является основанием для применения собаки, которая вызывала у истца чувства страха, униженности и беспомощности.

В дополнение к этому он просил признать незаконным изъятие у него двух экземпляров «Playboy». Но суд заключенному отказал, потому что журнал не входил в список вещей, одобренных на зоне.

«Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах либо приобретать утвержден Приказом Минюста России от 04.07.2022 N110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», - поясняет Юлия Сазонова, адвокат, член Общественной палаты Орловской области.

Всего понемногу

Но согласованный список только будоражит фантазию тех, кто отбывает наказание. Какие посылки только не умудрялись присылать заключенным. Самый востребованный предмет в тюрьме – сотовый телефон – пытались прятать в упаковке с соком, шоколадных конфетах, тюбике с мазью, подошве кроссовок, в корпусе чайника, шариковом дезодоранте и упаковке со стиральным порошком. Сим-карты находили даже в колбасе!

Или вот забавный случай: на Урале заключенному отправили посылку, в которой были, казалось бы, безобидные трусы. Но не тут то было. В этом элементе нижнего белья пытались переправить на зону наркотические вещества, спрятав их в резинке. Изобретательно, не правда ли?

У каждого вида учреждений, в которых содержатся заключенные, от ИВС и СИЗО до колоний и тюрем, свои правила. Например, перечень того, что подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах в ИВС пограничных органов, является приложением N 2 к Правилам внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

«Текст заканчивается словами: «Вещи, не предусмотренные настоящим Перечнем, являются запрещенными», - говорит Олег Матюнин, Адвокат, управляющий партнёр Адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнёры».

Количество и размер посылок в исправительные учреждения тоже четко оговорен. По словам Дмитрия Клинкова, заместителя председателя Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнеры» (KP&Partners), законом от 20.07.2020 № 222-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» в указанную правовую норму внесены изменения, согласно которым максимальный вес одной передачи или посылки не должен превышать 20 килограммов, одной бандероли - 5 килограммов.

«Теперь данный вопрос регламентирован непосредственно в УИК РФ без отсылки к требованиям иных нормативных правовых актов», - уточняет Дмитрий Клинков.

Эксперт добавляет, что в соответствии с частью 2 статьи 114 УИК РФ, в порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок и предоставлено дополнительно до четырех свиданий - краткосрочных или длительных. Вид предусмотренного поощрением дополнительного свидания определяется начальником учреждения.

«Срок предоставления дополнительного свидания либо получения дополнительной передачи не связан с предоставлением очередных свиданий, либо с получением очередных посылок или передач. Поэтому периодичность, устанавливаемая Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, не распространяется на свидания и посылки, получаемые в качестве поощрения», - подчеркивает он.

При этом единственной категорией осужденных граждан, имеющих постоянное право на послабления, являются больные и инвалиды (первой или второй группы). Они могут получать дополнительные посылки и передачи в определенном количестве и ассортименте на основании медицинского заключения врачей исправительных учреждений. Кроме того, посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения не включаются в общее количество, установленное УИК РФ.

Даже книгу нельзя

Осужденные не раз пытались расширить перечень разрешенных предметов. Например, история с заключенным, который хотел изучать книгу «Когнитивная герменевтика», дошла до Верховного суда. Издание у него в СИЗО забрали, затем по решению кассационного суда вернули. Однако Верховный суд РФ эту позицию не поддержал: приобретение литературы и изданий периодической печати в розничной торговой сети осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 Порядка оказания дополнительных платных услуг (приложение N3 к Правилам внутреннего распорядка СИЗО).

«Приведенные нормы расширительному толкованию не подлежат, в связи с чем вывод суда кассационной инстанции о праве обвиняемых и подозреваемых иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и самостоятельно приобретать за счет собственных денежных средств художественную и иную литературу, в том числе для целей самообразования, является неправомерным», - пришёл к выводу ВС.

При этом, отмечает Олег Матюнин, внести исправления в перечни уполномочены лишь органы, их утвердившие - Минюст, ФСБ и МВД России.

«Заинтересованные граждане и организации могут инициативно обращаться в эти ведомства с обоснованными предложениями о пересмотре перечней предметов, разрешенных для передачи заключенным. Однако обязанностей вносить поправки в правила у перечисленных федеральных органов исполнительной власти на основании полученных письменных обращений не возникает», - уточняет он.

Оспорить интересующий перечень можно в порядке административного судопроизводства путем предъявления искового заявления. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления установлен положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ, резюмирует эксперт.

Рекомендуем

Статья

Видеосвидания в СИЗО и рост тарифов на майнинг: главные новости уходящей недели

Ужесточение ответственности за контрабанду сигарет и алкоголя, запуск биометрических сервисов, видеосвидания адвокатов с клиентами в СИЗО, новые требования к разведению животных и другие новости минувшей недели — в традиционном дайджесте «Сферы».

Авторский взгляд

Доказательства в деле: секреты сбора информации от опытных адвокатов

Взлом баз данных, натальная карта от астролога и фото с дрона – какие нестандартные способы сбора доказательств сейчас используют адвокаты? И какие из них суд готов принять к рассмотрению, а какие — нет? Детальный разбор данного вопроса подготовил для «Сферы» Юрий Александров, директор юридической компании «А.Лигал».

Статья

Судебные дипфейки: как подделки проникают в сферу права

Повальный интерес к нейросетям выпустил «джина из бутылки» — подделки, сделанные с помощью искусственного интеллекта (ИИ), проникают не только в сферу развлечения, рекламы и маркетинга, но и в политику и систему правосудия. Может ли использование сфабрикованных с помощью нейросети доказательств помочь выиграть суд? Как адвокату вовремя уловить подделку? И как система ИИ может повлиять на российскую судебную систему — в нашем материале.

Нужно хоть что-то написать