Тренд на плагиат: почему растет количество дел о нарушении авторских прав

За последний год количество судебных дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав, увеличилось на 35%. Что стоит за этой тенденцией и могут ли технологии помочь защитить от несанкционированного копирования, читайте в материале «Сферы».
Время прочтения: 10 минут

Копирование чужого контента всё чаще вызывает споры: авторы научились защищать свои права — и делают это в судах.

«Правообладатели становятся более юридически грамотными и активно используют доступные механизмы защиты своих интересов. Упростилась процедура подачи исков, появились специализированные системы мониторинга нарушений. Правоохранительные органы и суды уделяют больше внимания таким делам», — рассказывает Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ.

Александр Вайс, серийный FinTech and DeFi предприниматель, разработчик и аналитик WEB3Bureau, связывает рост судебных разбирательств в сфере авторских и смежных прав с резким увеличением объёма публикуемого в сети контента.

«Генеративные нейросети (Midjourney, DALL-E или ChatGPT) сильно упростили копирование и создали целые новые категории контента, чье правовое положение пока остается «серым». В то же время индустрия стала более юридически грамотной и прозрачной — авторы активнее защищают свои права и интересы», — рассказывает Александр Вайс.

Кроме того, платформы всё чаще внедряют автоматические системы мониторинга и уведомлений о нарушениях, что стимулирует рост претензий. Алгоритмы распознают даже частичное совпадение с оригиналом, что автоматически генерирует жалобы. Это создаёт эффект «лавины»: чем больше материалов появляется, тем выше вероятность совпадений — и, как следствие, количество судебных дел.

Твое, мое, общее

Есть и обратная сторона медали. Если часть граждан готовы биться за свои авторские права, то другая о их наличии даже не подозревает.

«Многие потребители не осознают, что скачивание и распространение нелегального контента является нарушением закона. Часто они считают, что бесплатные загрузки — это норма и благо для общества. Распространено и ошибочное мнение: если что-то выложено в интернет — значит, это можно свободно использовать без согласия правообладателя», — отметила в комментарии «Сфере» Мария Потапова, юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ.

Такая позиция пользователей уже привела к новой волне массовых исков о защите авторских прав, инициируемых компаниями-правообладателями.

По словам Оксаны Васильевой, характерной особенностью таких дел является их массовый характер, типовые исковые заявления и частое требование значительных сумм компенсации. Компании-истцы нередко используют существующие пробелы в законодательстве и оказывают давление на ответчиков для заключения мировых соглашений.

«Эта тенденция оказывает существенное влияние на медиа-сферу в целом. Издания и сайты вынуждены нести дополнительные судебные издержки, увеличивать страховые выплаты и проявлять чрезмерную осторожность в использовании контента, что неизбежно приводит к снижению разнообразия публикуемых материалов», — отмечает Оксана Васильева.

Как итог, в судебной практике возникают серьезные проблемы: сложности с доказыванием авторства, неоднозначность оценки размера компенсации, затягивание процессов и высокая нагрузка на суды.

«В ответ на эту ситуацию в России усиливается контроль за массовыми исками, совершенствуется законодательство в сфере авторских прав, развиваются альтернативные способы разрешения споров и повышается правовая грамотность медиа-компаний. В результате формируется более прозрачная и законная система использования контента в России, что в долгосрочной перспективе должно привести к улучшению ситуации в сфере защиты авторских прав», — говорит Васильева.

Нейросеть всему голова

Еще одним фактором, повлиявшим на рост числа дел об авторских правах, стало развитие интернет-торговли.

«Количество маркетплейсов и продавцов постоянно растет, что приводит к усилению конкуренции, и многие продавцы прибегают к простому, но незаконному приёму — заимствованию чужого контента. Цифровая природа таких материалов делает их копирование легким и быстрым, а контроль за использованием — сложным и ресурсоемким», — говорит Оксана Васильева.

И в этой ситуации на помощь должны прийти нейросети.

«Парадоксально, но нейросети — и часть проблемы, и потенциальное решение. Они инструмент, с помощью которого легко нарушить чужие права — достаточно нескольких промтов, но в то же время нейросети эффективно отслеживают нарушения — распознают авторство, проверяют тексты на плагиат, помогают выявлять совпадения в аудио и видео», — отмечает Александр Вайс.

С ним согласна и Оксана Васильева, которая говорит о том, что благодаря нейросетям появляются новые технологии защиты, такие как цифровые подписи и блокчейн, улучшаются системы мониторинга нарушений, развиваются механизмы подтверждения оригинальности контента.

«Их использование позволяет генерировать уникальные произведения, которые сложно спутать с существующими, что особенно важно в условиях растущего количества нарушений», — рассказывает Оксана Васильева.

Кроме того, использование нейросетей для создания контента может значительно снизить затраты на его производство.

Однако влияние на сферу авторских прав может быть неоднозначным. «Есть обоснованные опасения, что в какой-то момент развитие нейросетей может даже увеличить число таких дел: уникальные механизмы поиска контента дадут возможность правообладателям проще и быстрее выявлять нарушителей», — говорит Мария Потапова.

Автор — человек или ИИ?

Может измениться не только количество, но и качество судебных разбирательств. Оксана Гусарова, старший юрист ООО "Деметриос Консалт", рассуждая над проблемами авторского права и ИИ, говорит о возникновении новых поводов для судебных споров.

«Как юрист, представляющий интересы клиентов в области защиты авторских прав, я могу привести в пример один из споров о защите авторских прав на сайте, где пользователи без разрешения размещали произведения различного жанра, включая литературу и музыку», — рассказывает она.

В этом деле они смогли продемонстрировать, что не только прямые копии произведений нарушают права авторов, но и адаптации, которые могут показаться «обработанными», также могут составлять нарушение.

«Судебная практика показала, что защита авторских прав касается не только буквального копирования, но и более сложных форм, таких как переработка оригинала», — отмечает Оксана Гусарова.

Аналогичное дело сейчас ведет Мария Потапова.

«Оно связано с незаконным использованием объекта авторского права, а именно с переработкой произведения изобразительного искусства (рисунок персонажа). Ответчик не просто практически один в один скопировал изображение в мельчайших деталях и использовал в своих видео, но и зарегистрировал его на свое имя в качестве товарного знака», — приводит пример юрист по интеллектуальным правам.

В портфеле Дмитрий Келин тоже есть яркое дело, связанное с отстаиванием авторских прав:

«Мы смогли защитить предпринимателя от иска на 5 миллионов рублей за якобы нарушение прав на дизайн упаковки торта. Мы доказали, что дизайн нашего клиента не является копией упаковки истца, а имеет существенные отличия и представляет собой самостоятельное произведение с отсылкой к известному советскому торту», — говорит Келин.

Эксперты сходятся во мнении: стремительное развитие технологий требует системного подхода к защите авторских прав. Решить проблему помогут не точечные меры, а комплексные усилия — от регулярного обновления законодательства до внедрения передовых цифровых инструментов. Важно инвестировать в технологии защиты, развивать международное сотрудничество и повышать осведомлённость пользователей. При этом особое значение приобретает выработка этических норм использования ИИ в создании контента — ведь на кону не только правовая, но и культурная устойчивость цифровой эпохи.




Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

«Двое из ларца»: как автору доказать незаконную переработку своего произведения

Сегодня по книгам снимают фильмы, ставят спектакли, по картинам кинематографа создают компьютерные игры, а музыку из них воспроизводят на сцене, — все это часть понятия «производные произведения». В законе оно закреплено давно. Впрочем, предприимчивые дельцы нашли, как обойти его стороной, так что владельцу, желающему выиграть суд, еще предстоит доказать, что результат его творчества был именно переработан. Нюансы разобрали на круглом столе «Переработка и производные произведения: правовые аспекты».

Статья

Без подсудимого: расширен список оснований для вынесения заочного приговора

Госдума приняла законопроект, согласно которому судебное разбирательство может проходить без участия обвиняемого в преступлениях, связанным с антироссийской деятельностью. Насколько раньше была распространена такая практика и кого она касалась? В чем заключаются особенности вынесения такого вердикта судьи? Подробности — в материале «Сферы».

Статья

Налоговая сможет взыскивать долги без суда

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешает налоговой службе списывать задолженности с граждан без решения суда. Речь идёт о долгах по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), страховым взносам и налогам для самозанятых. Инициативу внесло правительство России в ноябре 2024 года. Подробнее — в нашем материале.

Нужно хоть что-то написать