Самозанятый рубль бережет
В Торгово-промышленной палате предложили ввести обязательную сертификацию для самозанятых бьюти-специалистов. Инициаторы нововведения планируют тем самым уравнять работающих на себя с юрлицами и ИП.
Дело в том, что сейчас мастерам маникюра и косметологам выгоднее оформлять самозанятость: требований меньше, как и налогов. Сертификация же заставит работающих на себя подтверждать, что они соблюдают требования безопасности, а также доказывать свою квалификацию.
В ТПП настаивают на том, что индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по маникюру, обязаны иметь медкнижку, сертифицированные расходные материалы и оборудование, регулярно проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов, помещения, иметь специальное образование, а также заключать договоры на обслуживание медтехники и вывоз отходов. Таких требований к самозанятым нет, следовательно, они могут предложить клиентам более конкурентоспособные цены.
Вместе с тем некоторые эксперты считают нецелесообразным ужесточать правила.
«Установление требований к самозанятым, работающим в сфере красоты, будь то мастер маникюра или косметолог, излишне. Во-первых, такие требования уже есть. Например, Национальный стандарт ГОСТ Р 58091-2018 «Услуги бытовые. Ногтевой сервис». Данный документ устанавливает классификацию услуг, общие требования и терминологию в области ногтевого сервиса. Во-вторых, самозанятый — это форма налогового режима. Наличие такого статуса не предоставляет лицу особое положение, он наравне с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя обязан соблюдать обязательные требования при осуществлении своей профессиональной деятельности», — говорит Яна Воробьева, адвокат.
Уголок потребителя
Как отмечает Анастасия Хандруева, медицинский юрист, если самозанятый оказывает услуги физическим лицам, он должен действовать в рамках закона о защите прав потребителей, а также руководствоваться ФЗ, ГОСТами, СанПиНом и прочими специальными требованиями, которые регулируют его деятельность.
«Самозанятый — это предприниматель, и по сути в плане взаимодействия с потребителями не отличается от ИП или ООО. Если самозанятый оказывает услуги по маникюру, или косметические услуги в сфере эстетической косметологии (спа, маски, уход за кожей, массаж), или услуги парикмахера, то у него должен быть и уголок потребителей, и все необходимые ведра, тряпки, а также оборудование», — подчеркивает эксперт.
И добавляет одно категорическое «но» — косметология уже относится к медицине. Такому специалисту потребуется специальная лицензия, а также образование дерматолога с подтверждением квалификации каждые пять лет.
«Получить лицензию может только ИП, если сам ИП — врач или ООО», — говорит Анастасия Хандруева.
Сэкономили — заплатили дважды
Как говорят в палате, инициатива ввести сертификацию направлена, в первую очередь, на повышения качества услуг. Ведь многие клиенты, желающие сэкономить, зачастую получают результат, далекий от их ожиданий. Более того, неопытный или неквалифицированный специалист может нанести в том числе и вред здоровью. В этом случае закон всегда будет на стороне клиента.
По словам Евгении Сабитовой, юриста с 20-летним стажем, вернуть деньги за оказанную услугу можно у любого исполнителя, в том числе и у самозанятого. В соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) клиент вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами».
«Рекомендую делать фото и видео для фиксации недостатков работы, места и времени, исполнителя. Если самозанятый не согласен вернуть деньги, нужно написать ему претензию заказным письмом. При молчании в течении 10 дней или отказе в возврате денег результативным будет обращение в суд. Тем более, что потребитель освобожден от уплаты госпошлины за такое обращение», — говорит Станислав Петровский, адвокат с 15-летним опытом в правовом сопровождении предприятий, договорном праве и представительстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Помимо обращения в суд, о некачественно оказанной услуге стоит заявить и в госорганы: Роспотребнадзор, прокуратуру и налоговую, если самозанятый не выбил чек потребителю.
«Если услуга была оказана по косметологии, то к вышеуказанным органам, которые по данному вопросу хорошо реагируют, добавляется еще Росздравнадзор. Жалобу можно составить в свободной форме, изложив суть, приложить фото, чеки, и направить на сайт того или иного ведомства», — добавляет Анастасия Хандруева.
Кроме того, закон позволяет не только вернуть уплаченное, но и получить неустойку в размере 3% от цены услуги за каждый день, пока не возвращались деньги, а также 50% штрафа.
«При грамотном составлении иска юристом итоговая сумма возврата может доходить до 300% от цены услуги», — резюмирует Станислав Петровский.