Отечественное и зарубежное программное обеспечение отличаются друг от друга не только местом разработки, но и технической базой, а также уровнем развития и поддержки. С правовой точки зрения отличием российского софта от зарубежного является наличие записи о таком ПО в реестре отечественного программного обеспечения, формируемом Министерством цифрового развития.
Юрист практики интеллектуальной собственности и цифрового права SEAMLESS Legal Шермет Курбанов считает, что из-за долгой истории развития зарубежного ПО, в первую очередь в США, отечественные решения в ряде случаев неконкурентоспособны. В некоторых сферах альтернатива зарубежному ПО и вовсе отсутствует.
«По объективным причинам наша страна не может догнать весь мир в разработке всего программного обеспечения, которое существует. Это абсолютно утопическая идея. Мы стараемся догнать по многим параметрам и во многом даже перегоняем некоторые страны. Но этого все равно недостаточно», — добавляет основатель ИТ-компании по поставке ПО ИЕСофт Елена Ловкова.
Минцифры РФ неоднократно предлагало идею введения платы за использование западного софта. Предполагается, что сбор с бизнеса направят в некий спецсчет, который после будет использоваться для поддержки отечественных разработчиков.
Переходим на отечественное ПО?
Главным стимулом перехода российского бизнеса на отечественное ПО, замечает старший юрист юридической компании i-legal Алексей Насанбаев, являются риски, связанные с санкциями ЕС и США.
«В конце прошлого года и осенью этого ЕС и США ввели санкции в области IT-сектора. В частности, под запрет на предоставление российским компаниям попали следующие типы ПО: ERP; CRM; BI; SCM; EDW; CMMS; PLM; BIM; CAD; CAM (ETO). Вводимые санкционные ограничения ставят под угрозу информационную безопасность российских компаний, что побуждает к постепенному переходу с зарубежного ПО на российское в тех областях, где это технически возможно», — сказал Алексей Насанбаев.
Также переход на российские продукты стимулируют ограничения, согласно которым зарубежным разработчикам запрещается поставлять ПО каким-либо российским юридическим или физическим лицам.
«Один из таких пакетов вступил в силу 12 сентября, и десятки продуктов, таких как Slack, Miro, Notion, Microsoft Teams и другие, уже недоступны бизнесу. Это один из основных стимулов перехода на российские продукты», — заявил «Сфере» директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов.
Как считает Шермет Курбанов, направлять отечественных бизнесменов в сторону российского софта можно с помощью:
- запрета или ограничения использования иностранного ПО в определенных сферах;
- введения налоговых и неналоговых льгот для пользователей отечественного ПО;
- поддержки российских IT-компаний, стимулирования создания сильных отечественных IT-продуктов.
Известно, что готовящийся законопроект не будет касаться малого и среднего предпринимательства (МСП). По мнению директора производства и партнера юридической компании «Золотое правило» Эллы Филонюк, в таких условиях представители МСП предпочтут остаться на иностранных решениях.
Главные проблемы
Эксперт Элла Филонюк назвала основные проблемы, с которыми сталкивается отрасль:
- несовместимость программ с вычислительной техникой, используемой большинством пользователей (около 80% от всего объема составляют зарубежные изделия);
- непривычный для пользователя интерфейс и механика работы самого ПО;
- запреты и ограничения, связанные с объектами интеллектуальной собственности. Из-за них невозможен реинжиниринг — использование лучших решений иностранного ПО или его элементов для разработки отечественного. Эти запреты связаны с тем, что Россия является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности, а нарушение интеллектуальных прав может привести к ответственности, предусмотренной ГК РФ.
Палка о двух концах
Генеральный директор компании IW Group Александр Шибаев отмечает, что с точки зрения IT-рынка спецсбор — это дополнительный «пинок».
«Отрасль понимает, что сейчас важно сфокусироваться на подготовке альтернативных отечественных решений, чтобы предприятия в стране могли работать. Это то, чем IT-компании могут помочь стране в данный момент», – сказал специалист.
Что же касается самого бизнеса, то не всё так однозначно. Просто ввести меру по сбору дани с предприятий — это неправильно, считает управляющий партнер юридической компании «Интеллектуальная защита» Юрий Митин. Если акцентировать внимание только на этом, то есть риск, что бизнес перейдет на использование «серых» версий иностранного ПО, избегая уплаты сбора.
Компании в таких условиях будут стремиться избегать дополнительных расходов на уплату сборов, считает и старший юрист Адвокатского бюро города Москвы «Пропозитум» Павел Григорьев.
«Маловероятно, что установление для компаний обязательных сборов за использование иностранного ПО окажет на них положительное стимулирующее воздействие», — прогнозирует он.
Задач, которые предстоит решить в сфере отечественного ПО, — непочатый край. Введение спецсбора для компаний, использующих иностранное ПО, — это одна из ниточек, с помощью которых отрасль намерена распутать этот клубок противоречий.