Разработка антимонопольного комплаенса: на что обратить внимание

Сложный, на первый взгляд, термин означает комплекс мер и предписаний, направленных на достижение поставленной цели. Когда речь идет о соответствии деятельности компании требованиям антимонопольного законодательства, комплаенсом будут являться действия, позволяющие предупредить правонарушения. О чем конкретно идет речь, рассказала адвокат, член Генерального совета Ассоциации Антимонопольных Экспертов (ААЭ), председатель оргкомитета Академии ААЭ Ирина Акимова в вебинаре Legal Academy.
Время прочтения: 4 минуты

Цели антимонопольного комплаенса

В первую очередь это соблюдение закона компанией. Также речь идет о минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного свода законов. При этом, отмечает эксперт, не нужно ставить второй пункт «во главу угла», это заведомо проигрышная позиция.

«Потому что комплаенс — это не инструмент, который используют для минимизации рисков. Минимизация является следствием его внедрения», — поясняет эксперт.

Принципы организации

  1. Вовлечение работников в процесс. Каждый из них должен придерживаться и разделять принципы и правила, которые компания внедрила. Только в таком случае может быть выстроена культура комплаенса.
  2. Активное участие начальства. Руководителям нужно, прежде всего, поверить в успех и эффективность.
  3. Регулярная оценка рисков. Иногда она предполагает необходимость пересматривать антимонопольную политику.
  4. Непрерывность функционирования. Комплаенс — живой организм, о котором нужно заботиться. Только тогда система будет работать.
  5. Обеспечение и проверка знаний сотрудников. Для этого, прежде всего, должен быть беспрепятственный доступ к информации. Специалисты, в свою очередь, должны оценивать, как система работает, а если какой-то риск реализовался, то необходимо установить, почему.
  6. Развитие. Нужно замечать недоработки и выбирать другие, наиболее удачные походы. Система должна функционировать, меняться параллельно с бизнесом.
  7. Ответственность. Работники и топ-менеджеры должны понимать, что они несут персональную ответственность за ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных политикой комплаенса.

На что нужно обратить внимание

Существуют обязательные условия для обеспечения эффективности антимонопольного комплаенса.

  • Оценка рисков нарушения законодательства. Гораздо удобней делать это, когда в компании утверждена единая методика.
  • Идентификация самих рисков. Для этого потребуется анализ локальных актов, а заодно способов взаимодействия с контрагентами, договоров, переписки. «На данном этапе подлежат оценке и жалобы контрагентов и конкурентов, поступившие в адрес компании и антимонопольного органа. Обязательно нужно обратить внимание и на публичные заявления, которые делаются компанией» — отмечает Ирина Акимова.
  • Контроль. Обязательно должно существовать подразделение или отдельное должностное лицо, ответственное за функционирование комплаенса.
  • Ознакомление сотрудников с антимонопольной политикой компании. Об использовании определенного набора методик можно рассказывать соискателю приеме на работу, а также уже нанятым сотрудникам при каких-либо внутренних изменениях.

Полезные советы

Адвокат подчеркивает, что многое решают кадры. Поэтому контроль и обучение сотрудников является главной составляющей успешной стратегии.

 «Если юристов мы можем усадить за стол и рассказать им про закон «О защите конкуренции» сложносочиненными терминами, то бизнес-подразделения компании, скорее всего, эту информацию просто не воспримут» — делится опытом Ирина.

Эксперт советует пустить в ход креатив. Например, транслировать тематические мультфильмы в зоне отдыха. Сотрудник сидит и обращает внимание пусть даже на рисованный ролик, при этом у него в голове откладывается посыл, который это видео в себе несет. Также можно организовать неожиданную для кадров инсценировку проверки соблюдения антимонопольного законодательства.

Подробнее о соблюдении политики антимонопольного комплаенса — в вебинаре «Разработка и утверждение политики в рамках антимонопольного комплаенса».

Источник изображения: Сфера

Рекомендуем

Статья

Расчетная цена прибытия: почему стоимость авиабилетов может вырасти за сутки в 15 раз

В последние несколько месяцев в России возник ажиотажный спрос на авиабилеты — их средняя цена выросла на 77%, причем за очень короткий промежуток времени. В некоторых случаях стоимость со стандартных 20 тысяч увеличилась до 500-600 тысяч рублей. Кто устанавливает и как регулируются цены на авиабилеты — в материале «Сферы».

Статья

Разработка и утверждение политики в рамках антимонопольного комплаенса

Что такое антимонопольные риски? Это высокие штрафные санкции, репутационные последствия, убытки для компании. Подобные обстоятельства концентрируют внимание бизнеса на принятии мер по предупреждению и управлению антимонопольными рисками.

Статья

Разработка и утверждение политики в рамках антимонопольного комплаенса. Вебинар Legal Academy.

В современных реалиях компании вынуждены нести определенные антимонопольные риски. Бизнес заинтересован в том, чтобы принять меры по предупреждению и управлению такими рисками. Как построить эффективную комплаенс систему, расскажет эксперт в рамках вебинара на площадке Legal Academy.

Нужно хоть что-то написать