Разработка антимонопольного комплаенса: на что обратить внимание

Сложный, на первый взгляд, термин означает комплекс мер и предписаний, направленных на достижение поставленной цели. Когда речь идет о соответствии деятельности компании требованиям антимонопольного законодательства, комплаенсом будут являться действия, позволяющие предупредить правонарушения. О чем конкретно идет речь, рассказала адвокат, член Генерального совета Ассоциации Антимонопольных Экспертов (ААЭ), председатель оргкомитета Академии ААЭ Ирина Акимова в вебинаре Legal Academy.
Время прочтения: 4 минуты

Цели антимонопольного комплаенса

В первую очередь это соблюдение закона компанией. Также речь идет о минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного свода законов. При этом, отмечает эксперт, не нужно ставить второй пункт «во главу угла», это заведомо проигрышная позиция.

«Потому что комплаенс — это не инструмент, который используют для минимизации рисков. Минимизация является следствием его внедрения», — поясняет эксперт.

Принципы организации

  1. Вовлечение работников в процесс. Каждый из них должен придерживаться и разделять принципы и правила, которые компания внедрила. Только в таком случае может быть выстроена культура комплаенса.
  2. Активное участие начальства. Руководителям нужно, прежде всего, поверить в успех и эффективность.
  3. Регулярная оценка рисков. Иногда она предполагает необходимость пересматривать антимонопольную политику.
  4. Непрерывность функционирования. Комплаенс — живой организм, о котором нужно заботиться. Только тогда система будет работать.
  5. Обеспечение и проверка знаний сотрудников. Для этого, прежде всего, должен быть беспрепятственный доступ к информации. Специалисты, в свою очередь, должны оценивать, как система работает, а если какой-то риск реализовался, то необходимо установить, почему.
  6. Развитие. Нужно замечать недоработки и выбирать другие, наиболее удачные походы. Система должна функционировать, меняться параллельно с бизнесом.
  7. Ответственность. Работники и топ-менеджеры должны понимать, что они несут персональную ответственность за ненадлежащее выполнение процедур, предусмотренных политикой комплаенса.

На что нужно обратить внимание

Существуют обязательные условия для обеспечения эффективности антимонопольного комплаенса.

  • Оценка рисков нарушения законодательства. Гораздо удобней делать это, когда в компании утверждена единая методика.
  • Идентификация самих рисков. Для этого потребуется анализ локальных актов, а заодно способов взаимодействия с контрагентами, договоров, переписки. «На данном этапе подлежат оценке и жалобы контрагентов и конкурентов, поступившие в адрес компании и антимонопольного органа. Обязательно нужно обратить внимание и на публичные заявления, которые делаются компанией» — отмечает Ирина Акимова.
  • Контроль. Обязательно должно существовать подразделение или отдельное должностное лицо, ответственное за функционирование комплаенса.
  • Ознакомление сотрудников с антимонопольной политикой компании. Об использовании определенного набора методик можно рассказывать соискателю приеме на работу, а также уже нанятым сотрудникам при каких-либо внутренних изменениях.

Полезные советы

Адвокат подчеркивает, что многое решают кадры. Поэтому контроль и обучение сотрудников является главной составляющей успешной стратегии.

 «Если юристов мы можем усадить за стол и рассказать им про закон «О защите конкуренции» сложносочиненными терминами, то бизнес-подразделения компании, скорее всего, эту информацию просто не воспримут» — делится опытом Ирина.

Эксперт советует пустить в ход креатив. Например, транслировать тематические мультфильмы в зоне отдыха. Сотрудник сидит и обращает внимание пусть даже на рисованный ролик, при этом у него в голове откладывается посыл, который это видео в себе несет. Также можно организовать неожиданную для кадров инсценировку проверки соблюдения антимонопольного законодательства.

Подробнее о соблюдении политики антимонопольного комплаенса — в вебинаре «Разработка и утверждение политики в рамках антимонопольного комплаенса».

Источник изображения: Сфера

Рекомендуем

Статья

Цена банкротства: как понять, адекватен ли прайс на такой вид услуг

Штраф в 100 тысяч рублей выплатит юридическая фирма за рекламу «стопроцентной гарантии списания долгов». Компания распространяла сведения о «лучшей цене» на свои услуги, что, конечно, не понравилось Федеральной антимонопольной службе. Редакция «Сферы» решила разобраться, сколько в действительности стоит процедура банкротства и как формируется прайс на нее.

Статья

Картельная сделка: последние дела ФАС

За последние несколько месяцев Федеральная антимонопольная служба России выявила сразу несколько крупных картельных сговоров на торгах. Деятельность регулятора в этом направлении ежегодно позволяет обнаружить сотни случаев заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, а затем наложить оборотные штрафы.

Статья

В суд или ФАС? Как правильно защищать свой бренд

Защитить свой бренд можно двумя способами: через суд или антимонопольную службу, рассказал адвокат, заместитель руководителя практики разрешения споров юридической компании PATENTUS Максим Волков. Специалист рассмотрел все «за» и «против» обоих подходов, а также дал обобщенную инструкцию для тех, кто готов отстаивать свои интересы.

Нужно хоть что-то написать