Прощай, и здравствуй вновь: вернутся ли зарубежные бренды в Россию?

Информационное поле пестрит новостями о том, что крупные иностранные компании планируют вновь открыть свои представительства на отечественном рынке – отправной точкой для публикаций стала аналитика платформы развития бизнеса Kokoc Group. Так ли просто будет совершить «камбэк», выясняла «Сфера».
Время прочтения: 5 минут

По данным Kokoc Group, в этом году в Россию может вернуться до 350 брендов из 560, что три года назад ушли с рынка. Уже в конце 2024 года в РФ решили возобновить бизнес 235 организаций. Среди них, например, автомобильный бренд Ssang Yong. Испанская сеть магазинов одежды Inditex (в нее входят такие бренды как Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius) не стала опровергать аналогичную возможность.

Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин говорил о том, что пока компании выступают с подобными инициативами в частном порядке. Потому что камбэк может осложниться отсутствием свободных торговых площадей. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что возвращение на конкурентной основе иностранных брендов могло бы сыграть в интересах отечественных потребителей.

По нажатию кнопки

Генеральный директор, основатель Atomic Capital Александр Зайцев считает, что возвращаться в Россию в первую очередь будут те компании и сервисы, которые могут сделать это «по нажатию кнопки».

«Для ведения бизнеса им не нужно владеть физическими активами в России, а иногда даже иметь локальных сотрудников. Google AdSense, Booking, Tinder и другие могут через считанные часы дать доступ к своим услугам», — рассказывает эксперт.

Обратная ситуация, по его словам, с производственными активами, то есть с возвращением компаний, которым для успешного позиционирования на локальном рынке нужно собственное производство. Понадобится минимум три года на покупку земли, получение разрешений, строительство, запуск…И все это в условиях серьезного дефицита квалифицированных кадров.

«Придется либо выкупать обратно свои бывшие площадки, либо искать производства конкурентов и здесь, конечно, процесс приведет к росту мультипликаторов оценки физических активов. Предложения в границах  EV/EBITDA 4 уровня (финансовый коэффициент, который используется для оценки стоимости компании — Ред.) будут вспоминаться нерешившимся на них инвесторам как упущенный подарок судьбы», — полагает Александр Зайцев.

Впрочем, некоторые компании оставляли за собой право выкупить производственные мощности по истечению нескольких лет. Речь идёт в основном об автомобильных концернах (Hyundai, Renault, Nissan, Mercedes, Ford).

«Интересно, что с начала специальной военной операции из 100 сделок M&A стоимостью от 1 млрд рублей каждая пятая предусматривала опцион обратного выкупа бизнеса. Речь идет о тех, в которых фигурировали непубличные эмитенты, а объектом реализации были акции или доли», — напоминает эксперт.

Не в Лондоне, а в Гонконге

Ряд экспертов обращает внимание еще на одну загвоздку для зарубежных брендов: их нишу уже заняли российские производители. Впрочем, Александр Зайцев большой проблемы в этом не видит. 

«За хорошую цену продадут и актив, и занятую долю рынка, и даже подпишут обязательство не создавать аналогичный бизнес. Разве что договорятся судиться не в Лондоне, а в Гонконге или Дубае. Тут остановить могут только регуляторные ограничения на вход бизнеса из «недружественных» стран в стратегически важных отраслях. Возможна та же схема, что и при выходе: через специальную Правительственную комиссию, принимающую решения в индивидуальном порядке», — резюмирует он.

 

 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Нежелательные ресурсы и реклама: что важно знать предпринимателю

Госдума приняла поправки к законам «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности». Теперь размещение платных сообщений запрещено на сайтах организаций, признанных в России нежелательными или ликвидированными по решению суда, а также на платформах, доступ к которым ограничен по законодательству. Эти изменения касаются как крупных рекламодателей, так и малого бизнеса. Особенно тех, кто работает через агентства или применяет автоматизированные системы закупки трафика. Мы поговорили с экспертами и разобрались, какие риски несёт новый закон и что важно учитывать при выборе площадок уже сейчас.

Статья

Минфин за прозрачность: что ожидает компании после раскрытия данных

Министерство финансов планирует повысить прозрачность государственной политики и регулирования рынка. Для этого потребуется внедрение новых правил раскрытия информации о компаниях, ранее находившихся в санкционных списках, но впоследствии исключенных из них. Вместе со «Сферой» эксперты обсудили потенциальные преимущества такого подхода и риски, с которыми могут столкнуться участники рынка.

Статья

Роскомнадзор против зарубежных платформ: удастся ли взыскать миллиардные долги

Роскомнадзор (РКН) продолжает привлекать зарубежные интернет-компании к ответственности за несоблюдение российского законодательства. На данный момент общий объем штрафов, наложенных на иностранные платформы, превысил 35 млрд рублей, однако в государственный бюджет поступило лишь 30% от этой суммы. Среди крупнейших нарушителей значатся Google, Telegram и YouTube. «Сфера» анализирует, насколько эффективно российское законодательство может обеспечивать исполнение штрафных санкций в отношении иностранных компаний.

Нужно хоть что-то написать