По данным Kokoc Group, в этом году в Россию может вернуться до 350 брендов из 560, что три года назад ушли с рынка. Уже в конце 2024 года в РФ решили возобновить бизнес 235 организаций. Среди них, например, автомобильный бренд Ssang Yong. Испанская сеть магазинов одежды Inditex (в нее входят такие бренды как Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius) не стала опровергать аналогичную возможность.
Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин говорил о том, что пока компании выступают с подобными инициативами в частном порядке. Потому что камбэк может осложниться отсутствием свободных торговых площадей. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что возвращение на конкурентной основе иностранных брендов могло бы сыграть в интересах отечественных потребителей.
По нажатию кнопки
Генеральный директор, основатель Atomic Capital Александр Зайцев считает, что возвращаться в Россию в первую очередь будут те компании и сервисы, которые могут сделать это «по нажатию кнопки».
«Для ведения бизнеса им не нужно владеть физическими активами в России, а иногда даже иметь локальных сотрудников. Google AdSense, Booking, Tinder и другие могут через считанные часы дать доступ к своим услугам», — рассказывает эксперт.
Обратная ситуация, по его словам, с производственными активами, то есть с возвращением компаний, которым для успешного позиционирования на локальном рынке нужно собственное производство. Понадобится минимум три года на покупку земли, получение разрешений, строительство, запуск…И все это в условиях серьезного дефицита квалифицированных кадров.
«Придется либо выкупать обратно свои бывшие площадки, либо искать производства конкурентов и здесь, конечно, процесс приведет к росту мультипликаторов оценки физических активов. Предложения в границах EV/EBITDA 4 уровня (финансовый коэффициент, который используется для оценки стоимости компании — Ред.) будут вспоминаться нерешившимся на них инвесторам как упущенный подарок судьбы», — полагает Александр Зайцев.
Впрочем, некоторые компании оставляли за собой право выкупить производственные мощности по истечению нескольких лет. Речь идёт в основном об автомобильных концернах (Hyundai, Renault, Nissan, Mercedes, Ford).
«Интересно, что с начала специальной военной операции из 100 сделок M&A стоимостью от 1 млрд рублей каждая пятая предусматривала опцион обратного выкупа бизнеса. Речь идет о тех, в которых фигурировали непубличные эмитенты, а объектом реализации были акции или доли», — напоминает эксперт.
Не в Лондоне, а в Гонконге
Ряд экспертов обращает внимание еще на одну загвоздку для зарубежных брендов: их нишу уже заняли российские производители. Впрочем, Александр Зайцев большой проблемы в этом не видит.
«За хорошую цену продадут и актив, и занятую долю рынка, и даже подпишут обязательство не создавать аналогичный бизнес. Разве что договорятся судиться не в Лондоне, а в Гонконге или Дубае. Тут остановить могут только регуляторные ограничения на вход бизнеса из «недружественных» стран в стратегически важных отраслях. Возможна та же схема, что и при выходе: через специальную Правительственную комиссию, принимающую решения в индивидуальном порядке», — резюмирует он.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com