Прописка не поможет: как ФНС проверяет право агробизнеса на льготный ЕСХН

Многие предприниматели уверены: зарегистрировал бизнес в регионе с пониженной ставкой ЕСХН — и льгота автоматически твоя. В авторской колонке основатель компании «Эльза считает», бухгалтер и эксперт по налоговому сопровождению бизнеса Эльза Перепелкина объясняет, как предпринимателю проверить свою модель бизнеса на соответствие условиям льготы и не создать видимость деятельности, которую налоговая легко разоблачит.
Время прочтения: 7 минут

На практике налоговая смотрит не на запись в ЕГРИП, а на то, где бизнес реально работает: где земля, техника, сотрудники и контрагенты. Как доказать право на льготную ставку и что делать, если налоговая уже задает вопросы? 

Проверку на льготу я бы в первую очередь начала не с регистрации бизнеса, а с поиска регионального закона, в котором указана пониженная ставка ЕСХН и варианты ее применения. По общему правилу ставка по ЕСХН — 6%, но разные регионы России могут устанавливать ставки от 0 до 6%. 

Ставка может зависеть от разных факторов, в том числе и от места ведения бизнеса. Поэтому сам факт будущей регистрации бизнеса в регионе, где действует пониженная ставка налога, еще не означает автоматического применения этой льготы для вашего бизнеса.

Для простоты работы я бы советовала предпринимателю составить чек-лист, в котором описать для себя: какая ставка установлена, какой период она действует, для каких именно налогоплательщиков, какие условия важно выполнять и есть ли привязка к территории. И уже по нему проверять выполнение всех условий.

Универсального списка, по которому можно было бы точно доказать в налоговой, что вы можете применять право на льготу, нет. Но в то же время есть факторы, которые в совокупности показывают, что вы реально ведете свой бизнес в конкретном регионе и можете применять льготу. 

Например, для сельхозпроизводителя немаловажными будут документы на земельные участки, помещения, склады в конкретном регионе. Также важными будут договоры на аренду спецтехники, закупки семян, удобрений и топлива. Сюда же я бы отнесла сведения о сотрудниках, договоры с контрагентами и документы на реализацию продукции.

Если у предпринимателя земли находятся в одном регионе, сотрудники во втором, спецтехника в третьем, а продукция реализуется в четвертом, то налоговая, скорее всего, посмотрит на всю картину целиком. То есть так доказывается ведение вашей деятельности на месте, а не на бумаге.

До появления вопросов от налоговой я бы вообще не зацикливалась на этом. Если у вас бизнес зарегистрирован в льготном регионе и вы реально ведете его там, что подтверждается и документами, о которых я писала ранее, и реальными фактами, например фотофиксацией вашей деятельности в льготном регионе, то вам вообще не о чем волноваться.

А вот если есть противоречия, которые вы и сами видите, например бизнес зарегистрирован в одном регионе, а все активы или фактическая деятельность — в другом, не льготном регионе, то стоит заранее проверить региональный закон и сопоставить его со своей деятельностью и реальным регионом получения прибыли.

Важно разобраться, а реально ли ваша модель бизнеса соответствует условиям применения льготной ставки. Ведь основная задача предпринимателя при возникновении налогового контроля — не просто бездумно отправить документы в налоговую, а объяснить, как именно и где работает ваш бизнес.

А вот если налоговая уже пришла к выводу, что льгота применена необоснованно, то в первую очередь я бы проверила, какие именно условия регионального закона нарушены, а уже потом затевать спор на тему «а может ли в текущей ситуации налоговая доначислить мне налог». Ведь, что важно, статья 54.1 НК РФ прямо не допускает уменьшения налоговой базы или суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни.

Но стоит помнить, что сама по себе статья 54.1 НК РФ не является основной нормой, которая определяет работу по региональной ставке ЕСХН. Она лишь говорит, что важно в первую очередь установить условия, по которым тот или иной предприниматель может или не может применять региональную или федеральную льготы, и уже после этого изучения оценивать свой бизнес — было или не было искажения фактов хозяйственной деятельности вашего бизнеса.

Поэтому чтобы ваши доводы были действительно сильными, важно руководствоваться не только «я в этом регионе зарегистрирован», но и иметь реальную доказательную базу ведения бизнеса в льготном регионе. Потому что льгота должна быть видна не только в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, а в реальных фактах вашей хозяйственной деятельности. Если же предприниматель не согласен с решением налоговой, то он может его обжаловать — сначала в досудебном порядке, и если тут стороны не пришли к договоренности, то уже в суде.

А еще я бы хотела предостеречь предпринимателей от идеи «да перенесем в льготный регион что-то, создадим видимость». Если бизнес действительно переносит свое производство в льготный регион, это один момент, а когда делает это на бумаге, для получения льготы — другой. Поэтому чтобы не получать вопросов от налоговой, не нужно создавать нереальные конструкции вашего бизнеса.

Когда предприниматель выбирает регион для регистрации, я бы посоветовала сначала смотреть не на «а есть ли здесь льгота по ЕСХН?», а на то, какие условия необходимо выполнить, чтобы эту льготу получить. Причем проверять нужно законодательство, которое будет действовать на момент регистрации бизнеса. 

Еще я бы проверила модель бизнеса — где будет находиться земля, техника, сотрудники и т.д.? Если все это планируется в другом, не льготном регионе, то задала бы вопрос: смогу ли я применять льготную ставку при таких условиях работы?

То есть главное правило, как мне кажется, такое: налоговую льготу нужно уметь доказать не только записью в реестре, но и фактическим присутствием и ведением деятельности в том регионе, который выбран предпринимателем. Потому что льгота — она не на бумаге, а в деятельности. Честной и понятной.

Изображение создано Magnific, www.magnific.com  

Рекомендуем

Статья

Запрещенные переводы и ставка НДС 22%: какие законы вступают в силу в январе

С января 2026 года в России — новая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 22%. Вводится семейная налоговая выплата. Появится перечень признаков подозрительных денежных переводов, который позволит их оперативно блокировать. «Сфера» собрала ключевые изменения законодательства, вступающие в силу в январе 2026 года.

Статья

Итоги тестирования цифрового рубля и кино по правилам: главные новости уходящей недели

Власти рассматривают введение нового сбора для производителей и импортеров промышленных товаров. Застройщиков могут обязать размещать базовые станции связи в новых жилых комплексах. ВОЗ предложила к 2035 году повысить цены на алкоголь, табак и сладкую газировку минимум на 50%. О других важных событиях недели — в нашем дайджесте.

Авторский взгляд

Банк спрашивает про крипту: что это значит и как отвечать

Клиенты банков все чаще получают запросы, связанные с операциями по покупке, продаже и переводу криптовалюты. На каком основании банк вообще может задавать такие вопросы, что лучше написать в ответ и чем грозит игнорирование запроса — в авторской колонке портала «Сфера» разобрал Валерий Белов, руководитель правовой и корпоративной поддержки финтех-группы, эксперт в области цифрового и потребительского права, к.ю.н., LL.M, MBA.

Нужно хоть что-то написать