Софт как объект авторского права: особенности и проблемы
Во многих объектах авторского права крайне сложно разграничить форму и содержание, возникает много пограничных ситуаций, рассказывает владелец и партнер юридической компании «Усков и Партнеры» Вадим Усков. Эта проблемы особенно заметна в защите софта, программ, которые помогают пользователям решить тут или иную задачу на своих смартфонах, компьютерах, серверах или облачных системах.
Специфику работы программного обеспечения эксперт объясняет на примере форума для разработчиков «Хакатон». Участники собираются восемь команд и им ставят задачу написать определенный алгоритм. По итогу все созданные программы будут решать одну и ту же проблему, однако работать ПО будет на разных кодах. «По своей сути мы получаем одно и то же, однако содержание каждого из объектов отличается. В таком случае, что собой представляет программа, чтобы ее можно было отличить от других? Это комплекс алгоритма, кода и интерфейса», — отмечает Вадим Усков.
В связи с этим появляется первая проблема защиты софта. Посмотреть исходный код программы у предполагаемого нарушителя авторского права нельзя, также как узнать алгоритм ее работы. Для сравнения остается только интерфейс, однако для доказательства нарушения этого будет явно недостаточно.
Другая проблема связана непосредственно с вопросом защиты собственного софта компанией, рассказывает юрист. Попытки сохранить алгоритм от посторонних глаз существовали всегда, и каждый раз применялись новые способы, в том числе на уровне патентного права. Однако здесь есть свои нюансы.
Представим, что некий разработчик придумал алгоритм проверки антивирусной программы, рассуждает Вадим Усков. У нее есть белые и черные списки, а также механизм контроля контрольной суммы файлов. Если некий производитель антивирусных программ запатентовал этот алгоритм, то любой другой антивирус, который использует аналогичный инструмент проверки, станет нарушителем. Таким образом, начнется монополия.
«Те системы, которые допускают такого рода монополию, понимают, что они фактически ограничивают творчество и конкуренцию производителей антивирусных программ. Любой другой производитель ПО неизбежно будет натыкаться на эти патенты. Поэтому граница между патентным правом и авторским очень тонкая», — объясняет эксперт.
Как правильно юридически оформлять процесс создания софта?
Любой заказчик софта может столкнуться не только с кражей или копированием созданной конкурентами программы, но и с претензией со стороны одного из программистов за нарушение его авторского права. Чтобы понять, как процедурно правильно оформлять процесс создания софта, Вадим Усков предлагает разобраться, как в целом устроен процесс написания программы.
Заказчик ставит задачу создать софт с определенными параметрами и функционалом. Бригада архитекторов разрабатывает план алгоритма, прописывая, что в него необходимо включить. Дальше наступает этап создания кода, он пишется в различных языковых средах и на различных платформах. В большинстве случаев используются специальные ПО, позволяющие тестировать то, что написали кодеры, «откатить», если была зафиксирована какая-то ошибка, и контролировать весь процесс изменений.
Одна из самых популярных подобных программ – Гейтхаб. Она позволяет видеть коммиты, те записи, которые вписывает в общее полотно тот или иной автор, а также всех физлиц, творческим трудом которых была создана эта программа. «Мы можем понять творческий вклад каждого участника, и с помощью Гейтхаба мы настраиваем передачу авторских прав», — поясняет юрист.
Вадим Усков также подчеркивает, что эти отчеты можно автоматизировать и, например, сделать ежемесячными. Тогда договор со штатным программистом будет выглядеть очень просто: стандартный трудовой договор и договор авторского заказа. Благодаря ежемесячным отчетам о его работе, ему вместе с зарплатой будут переводить надбавки за часть написанного кода. При этом, подчеркивает специалист, благодаря отчетам можно создать один документ с распиской обо всей проделанной работе того или иного человека, права на которую он передает своей компании. Со сторонним автором и вовсе понадобится только соглашение на авторский заказ.
«Я полагаю, что в этой истории самое важное — фиксировать. Несмотря на то, что сейчас громких споров нет, этот процесс может получиться очень затратный и слабо структурированный в юридическом смысле. Людей, умеющих оформлять в автоматическом режиме эти вещи, к сожалению, не так много. А там, где слабое оформление, конфликты неизбежны», — отмечает эксперт.
Правовые аспекты защиты софта
Гораздо более серьезной проблемой для юристов, которые работают с софтом, является их защита от конкурентов, говорит Вадим Усков. Для любой компании, которая создала свою программу есть риск, что ее начнут копировать или недобросовестно использовать.
«Можно зарегистрировать программу в Роспатенте, но отчуждение этой программы должно быть отмечено там же. А такое ограничение интересно далеко не всем, ведь компании зачастую пишут софт на заказ, но регистрируют его на себя. Авторское право возникает автоматически в силу факта создания программы и не требует никаких государственных регистраций», — объясняет юрист.
Кроме того, даже если зарегистрировать код, посмотреть исходник оппонента истец никогда не сможет. В таком случае в суде нужно предъявлять другие доказательства. Вадим Усков рекомендует сравнивать инсталляторы, дистрибутивы, размеры и названия файлов.
Уже на момент запуска конкурентной программы можно сравнить интерфейсы. Однако, как предупреждает юрист, стоит помнить, что творчество в этой части зачастую однородно. Многие программы похожи друг на друга, так как состоят из одинаковых элементов: расположение кнопок, их размер, цвет, влияние на удобство.
«Так что надо понимать, что у сервиса есть алгоритм, код и интерфейс. Каждая из этих частей подлежит отдельной самостоятельной защите, отдельному самостоятельному оформлению. И если не через код, то через другие составные элементы программного обеспечения можно доказать нарушение прав», – резюмирует специалист.
В чем особенности защиты интеллектуальных прав сегодня? На что стоит обращать внимание при составлении и согласовании договоров? В чем специфика правового режима служебных произведений и почему для оформления отношений между работодателем и работником (корреспондентом, фотографом, оператором) недостаточно трудового договора? Ответы вы найдете в авторском курсе Вадима Ускова «Практическое руководство по управлению интеллектуальной собственностью для инхаус-юристов».
Источник изображения: pixabay.com